Суеверия, оптимизм и ОКР
Выхожу утром из квартиры, а напротив двери семь 20-ти литровых пустых канистры – соседка уехала и вынесла для курьера. Она почему-то никак не установит себе фильтр для воды, использует дома кулер. И все больше сдерживала порыв позвонить соседке, пока наконец бутыли не исчезли, и я решила, что теперь жизнь точно наладится. Говорят, у каждого свои тараканы в голове, у меня они разнообразные.
Только ли вред от суеверий? Думаю, не всегда вред, вернее дело в нюансах. Задумывались ли вы, что суеверия приобретают значимость для людей именно в ответственные моменты – перед экзаменом (ни пуха ни пера), перед дорогой (посидеть на дорожку, вылить воды вслед)? Почему в ситуации неопределенности и тревожности нужны некие магические ритуалы или обряды. Вероятно, при неуверенности человек ищет себе точку опоры, амулеты, обереги.
А дальше все зависит от нашей установки. Оптимисты приписывают успех себе в заслуги, а неудачу относят к внешним факторам – например, оберег не сработал или встретил тетю с пустым ведром. При оптимистическом стиле атрибуции – все, что хорошо, приписывается контролируемым, внутренним и постоянным факторам. А все плохое относится на счет непостоянных внешних факторов. Пессимисты же напротив, во всем плохом винят себя, а поскольку себя изменить сложно, они чувствуют безысходность ситуации. Ну а хорошие события они склонны считать случайными и нестабильными. Так, что для оптимиста суеверия не представляют особой опасности – он живет по принципу – делай, что должно, а будь, что будет. И если он получил тройку на экзамене, виновата черная кошка, в следующий раз он лучше подготовится и получит пять. Психолог Мартин Селигман, ставший известным, когда экспериментально показал феномен выученной беспомощности, пишет – «Оптимисты считают беды явлением преходящим, исправимым и свойственным лишь определенной ситуации. Пессимисты же уверены, что бедам не будет конца, что в результате у них ничего никогда не получится и исправить этого никак нельзя». То есть пессимисты глобализуют трудности. Магические ритуалы вряд ли наделят пессимиста внутренней силой и изменят его установку, а оптимисту могут оказаться опорой в ситуации неопределенности. Кстати, Селигман много писал о том, что оптимисты не только счастливее, но и живут дольше пессимистов.
На мой взгляд, если суеверия как часть нашего магического мышления не имеют власти над повседневной жизнью и не являются сверхценной идеей, они не приносят вреда, а напротив, формируют индивидуальность. Магическое мышление – связь тайных знаков, примет и прочих не рациональных явлений с происходящими событиями в большей или меньшей степени свойственно каждому человеку. Древние верования и семейные традиции прорастают в личную культуру. Без магического мышления, без собственных необъяснимых с точки зрения науки убеждений-предубеждений мы лишимся индивидуальности.
Однако, чрезмерная суеверность может говорить о наличии психологических проблем, и проводит к формированию зависимости человека от ритуалов, напоминая проявления обсессивно-компульсивного расстройства или попросту говоря, навязчивых мыслей или действий.
При одной и той же первопричине – потребности в безопасности, в снятии тревоги, ритуалы при суевериях являются относительно адаптивным механизмом, а обсессивно-компульсивные ритуалы говорят о наличии внутреннего конфликта, который разрешается не адаптивным путем. Навязчивые ритуалы при ОКР могут быть совсем не связаны с древними верованиями, они становятся сверхценными, приобретают тотальную власть над повседневностью, и оторваны от этнической и индивидуальной культуры. Первоначальная потребность во внутреннем островке безопасности в ситуации тревоги трансформируется в навязчивые мысли и действия, которые сами превращаются в источник тревоги и опасности. Образно говоря, внутренний дух-защитник или домовенок превращается в оборотня-кровососа.
Известный психотерапевт Н.Мак-Вильямс пишет: «Там, где “думание и делание” становится движущим психологическим мотивом для человека и где наблюдается выраженная диспропорция со способностью чувствовать, ощущать, интуитивно понимать, слушать, играть, мечтать, получать удовольствие от произведений искусства, а также с другими видами деятельности, которые в меньшей степени управляемы разумом или служат инструментом для чего-либо, мы имеем дело с обсессивно-компульсивной структурой личности». Замечено, что ОКР чаще встречается у мотивированных, упорных, высоко-продуктивных людей. Люди с высокими стандартами и этическими ценностями и недостаточно гибкие в условиях стресса могут оказаться неспособными приспосабливаться к повышенным нагрузкам и снизить требования к себе, их поведение может приобрести характер ритуала. Потребности в контроле эмоций и побуждений, в пунктуальности, порядке и чистоте, могут стать у них доминирующими. «Базовый аффективный конфликт у обсессивных и компульсивных людей — это гнев (в состоянии под контролем), борющийся со страхом (быть осужденным или наказанным)», пишет Мак-Вильямс. Я полагаю, что развитие ОКР сопряжено с взаимодействием двух факторов – определенным складом нервной системы и жизненным опытом, связанным с утратой чувства безопасности и развитием тревоги.
Как всегда при развитии патологии, формируется порочный круг. Например, повышенные требования к себе – неуверенность, что способен справиться - чувство вины или стыда – тревога – защитное поведение (ритуалы) – смещение тревоги с первоначального травмирующего фактора (не справлюсь, не проконтролирую) на само защитное поведение (не перекрестился столько-то раз, не топнул в нужной последовательности и т.д.) – усиление тревоги. Чтобы не стать рабом непродуктивных ритуалов, необходимо разорвать порочный круг. Но не всегда это удается сделать без помощи медикаментов.
Задайте вопрос специалистам
Клиники La Salute
Если Вас беспокоит состояние здоровья, и Вы не уверены стоит ли обращаться
в клинику или не знаете к какому врачу записаться - напишите нам!
Специалисты клиники ответят Вам на телефон, указанный при заполнении
формы-заявки.