Клиника La Salute метро Таганская
+7 (499) 150-22-22
Ежедневно с 8:00 до 21:00

Шуточная нейропсихология и сдвг. кто виноват и что делать

Заходим с мужем в самолет, он ворчит – зачем я взяла места у окна, ему не удобно проходить через третьего и тд. Я сажусь у окна на 2-м ряду, раскладываюсь и тут вижу, что вид из иллюминатора перекрыт большим полукруглым выступом, наверное, у самолета такая конструкция, надо было брать места дальше. Расстроилась – муж как всегда прав, зря его не послушала, о чем ему и сообщаю – Да, жаль, что взяла у окна, все равно ничего не видно. Он мне – В смысле, ты чего, думаешь, что у самолета десятые крылья выросли? Это же трап с коридором, он сейчас отъедет. У меня прозрение и истерический смех – опять мое правое полушарие не работает. В голове не совместились две картинки – как я только что входила через этот телескопический трап в самолет и вид из иллюминатора на этот же туннель.

Шуточная нейропсихология и сдвг. кто виноват и что делать

Ведущие специалисты:

Тищенко Татьяна Дмитриевна

Нейропсихолог
Клинический психолог
Семейный психолог
Опыт более 10 лет

6 000 руб.

Считается, что за сопоставление, за складывание отдельных элементов в цельный образ отвечает правое полушарие. Разумеется, как только я совершила минимальное мысленное усилие, понимание что к чему выстроилось. Но, люди с сильным правым полушарием представляют целостную ситуацию неосознанно, им не требуется никакое усилие чтобы видеть ситуацию «с высоты птичьего полета». Я им завидую. Хотя не все так безоблачно в стане правополушарных. Вечно мой муж коверкает слова, особенно иноштранные! Не даются они ему. Приведу пример наших детей – у нас четверо общих и по одному еще. Наши отдельные дети в равной степени и право и левополушарные. Очень умные. И языки (левое полушарие) и музыка (правое полушарие) и пространственные задачки с ориентированием на местности (правое полушарие) им даются легко. Оба могут починить пылесос, утюг и быстро собрать палатку (конструктивная деятельность, правое полушарие), и детализируют и обобщают одинаково хорошо. Одна беда – в учебе способности не особенно хотят применять. Дочь через сопротивление и депрессию получила степень бакалавра наук в зарубежном Вузе, потом диплом магистра у нас. С постоянными поползновениями найти свой путь вне науки (например, создать заведение под названием Котлетная). Сын еще более способный, умудрился бросить 4 университета, включая один зарубежный, ищет себя в музыкальных группах, а теперь еще в морском деле. Вот я и думаю, так ли уж хорошо для прогресса иметь баланс? Может лучше, когда начальник один? Все же Эйнштейн был правополушарным, всем известно про его дислексию. Ну, и несколько слов об остальных детях. Мальчик и девочка – левополушарные и мальчик и девочка правополушарные. Симметричное распределение. Но есть нюансы. Старшая дочь умеренно левая, старший сын крайне левый, младшая дочь крайне правая и младший сын умеренно правый. Могу точно сказать, для отличной учебы в школе лучше всего быть умеренно левым (надеюсь, понятно, что речь идет о доминировании полушарий мозга). И хуже всего быть крайне левым. Правополушарная дочь еще в 4-5 лет могла белочку, котика или лису нарисовать так, что в простенькой детской картинке просматривался образ всех белочек и котиков на свете, да еще и ужасно милых. Но при этом лет до трех вместо «пока» она говорила «кака». Мозг устроен по принципу газ-тормоз. Нижние этажи мозговой иерархии давят на газ, а задача верхних вовремя тормозить. И для того и для другого нужно много энергии (мозг самый энергозатратный орган), но торможение при дефиците энергии страдает сильнее. Гипертонус у малышей – признак незрелости мозга – не дозрели тормозные корковые механизмы. Из-за дефицита ресурсов уставший ребенок становится шумным, неуправляемым, ему просто не хватает энергии, чтобы сконцентрироваться – не хватает сил для торможения.

 

Грубо говоря, думаем мы височно-теменными отделами мозга, а тормозим лишние думы и сосредотачиваемся на задаче – лобными.

А если чуть серьезнее, несмотря на популярность и большое количество спекуляций на тему доминирования лево и право полушарных функций, большинство психопатологических явлений связано с нарушением баланса между подкорковыми структурами, отвечающими за поддержание активности, эмоции и волю («древний мозг») и корковой высшей регуляцией. В «холодной» не эмоциональной обработке информации действительно играет роль доминирование одного из полушарий, но в жизни почти нет процессов, которые не задействуют эмоции. Поэтому почти всегда при психопатологии нарушено взаимодействие подкорковых центров, в том числе отвечающих за вегетативную и гормональную регуляцию, с высшими мыслительными и управляющими центрами. У нейропсихологов есть много инструментов для оценки доминирования определенных зон мозга. Мы в клинике также используем краткую компьютерную диагностику с этой целью.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности является сегодня одним из самых распространенных диагнозов в детской неврологии и психиатрии. Исследованиями с визуализацией мозга (функциональная МРТ) показано, что при СДВГ действительно снижена активность правых лобных отделов, отвечающих за самоконтроль, внимание и торможение стереотипных реакций. При доминировании правых лобных отделов СДВГ не встречается. Но также нарушены корково-подкорковые связи - выработка дофамина и норадреналина в подкорке для активации коры не достаточна, что нарушает избирательность внимания и соотношение сигнал/шум в процессе в восприятии информации. Под маской СДВГ могут скрываться другие нарушения со сходными проявлениями. СДВГ относят к расстройствам развития и диагностируют не раньше 6-7 лет, в части случаев при росте ребенка и созревании нервной системы, происходит компенсация нарушений. К сожалению, если компенсация стихийная, ресурсы развития отвлекаются от других развивающихся нервно-психических функций. Дети с СДВГ плохо успевают в школе, что ведет к изменениям самооценки, также они испытывают проблемы в общении со сверстниками. У меня есть несколько объяснений росту распространенности СДВГ. Нагрузка на психику детей резко возросла – появляются новые стимулы, которых не было в эволюции, и резко возрастают требования к детям, которые учатся, начиная с детского сада. Повышенные требования, необходимость добиваться результата, чтобы оправдать надежды близких, порождают высокую тревожность. Тревожность и стресс вызывают повышенную активацию «древним мозгом» - подкорковыми структурами верхних корковых отделов, но длительная активация, длительный стресс приводит к истощению и нарушению механизмов активации. С другой стороны, различные явные и скрытые болезни – частые инфекции, гиповитаминозы, нарушения в питании, дефицит железа и магния – делают развивающийся мозг хрупким и уязвимым. И если часто болеющему ребенку с хрупкой нервной системой предъявлять повышенные требования, риск развития СДВГ или другой нервной патологии увеличивается в разы. Проблемы растут как снежный ком – ребенок не может соответствовать требованиям, растет тревога и тд. Что же делать? Во-первых, всеми возможными способами укреплять здоровье ребенка. Сбалансированное питание, свежий воздух, режим отдыха, коррекция по витаминам и минералам. Во-вторых, снизить психоэмоциональную нагрузку, создать доброжелательную атмосферу. В-третьих, обеспечить физическую активность не менее полутора-двух часов в день, например - час активной прогулки и час спорта. Двигательная активность создает стимуляцию и условия для развития мозга. Предпочтителен спорт, который не связан с эмоциональными всплесками, с командной игрой. Лучшее решение – плавание, бег, а также развитие координации движений, например, в танце. Можно сколько угодно заниматься упражнениями на развитие внимания, но если ребенок физически не здоров, если недостаточно ресурсов для питания нервной системы, то пользы будет мало.

Ну и теперь менее серьезно, но не менее правдиво. У меня не получалось растить детей как огурцы и томаты – когда ребенок орал, я не думала – это у него магния мало или железа, я реагировала более непосредственно - просто обижалась или тоже орала. Никакой медицины, увы. Растить детей как сад не удавалось. А надо бы хоть иногда. Когда нервы накалены из-за неуспешности любимого ребенка и бессилья исправить ситуацию, понять, что на самом-то деле выполняешь роль садовника, почти невозможно

В нашей клинике разработана программа, направленная на развитие детей с СДВГ. Программа основана на принципе формирования и развития психики через задачи, которые встают перед ребенком. Известно, что большая часть мозга занята обеспечением двигательных программ организма. Огромным количеством исследований, в том числе мета-аналитических, показано, что влияние направленной физической активности на развитие ребенка превосходит многие педагогические и медицинские меры. Наша программа включает тренировки в бассейне (развитие корково-подкорковых связей, выносливости, саморегуляции) и занятия настольным теннисом (развитие мелкой моторики), а также физиотерапию, направленную на развитие способности к концентрации, и упражнения на тренажере по развитию внимания. До прохождения программы необходимо пройти консультацию детского невролога, ЭЭГ и сдать анализы. Бесполезно заниматься развитием ребенка с дефицитом по нутриентам, нарушением минералов и микроэлементов. В программу также включена нейропсихологическая диагностика развития ребенка.

Записаться на прием

Задайте вопрос специалистам
Клиники La Salute

Если Вас беспокоит состояние здоровья, и Вы не уверены стоит ли обращаться
в клинику или не знаете к какому врачу записаться - напишите нам!

Специалисты клиники ответят Вам на телефон, указанный при заполнении
формы-заявки.

Задать вопрос специалисту



Запись на прием

Врач: Шуточная нейропсихология и сдвг. кто виноват и что делать

Стоимость приема: руб.

Дата:

Время: