Умственная отсталость легкой степени у детей: как проявляется, какой уровень IQ соответствует болезни, чем лечить
До 7-летнего возраста диагноз «умственная отсталость» или «олигофрения» не озвучивается или считается дифференциальным. Скачки развития ребенка могут быть неравномерными, окружающие успокаивают: перерастет. Однако к школьному периоду становится понятно, что интеллект снижен и есть легкая форма умственной отсталости. Главная ошибка родителей – закрывать глаза на ситуацию, пытаться самостоятельно «дотянуть» ребенка до нормы при помощи усиленных занятий.
Ведущие специалисты:
Нейропсихолог
Клинический психолог
Семейный психолог
Опыт более 10 лет
6 000 руб.
Что собой представляет умственная отсталость легкой формы
Умственная отсталость, олигофренический синдром — это врожденное, внутриутробное, послеродовое либо приобретенное в раннем возрасте поражение головного мозга или центральной нервной системы, которое вызывает задержку психического, речевого развития, двигательных или сенсомоторных навыков.
До определенного возраста диагноз и инвалидность не ставится, поскольку дети с легкой формой патологии физически развиваются в пределах нормы, учатся самостоятельно себя обслуживать:
- одеваться;
- держать ложку;
- соблюдать гигиену.
Если нет сопутствующих заболеваний, то внешне ребенок будет выглядеть нормально. Первые симптомы проявляются к 2-3 годам, когда становится заметно, что речь и социальные навыки прививаются очень медленно. Если говорить простым языком, то ребенок «застревает» в определенном возрасте, ему становится сложно выражать свои мысли.
Чем легкая форма отличается от других видов УО
Выявить УО начальной степени труднее всего. Малыш в 0–3 года с таким диагнозом почти никак не отстает от сверстников, за исключением речи, странностей в поведении, заметить которые под силу только специалисту либо очень внимательным родителям. Проблемы начинаются во время школьного обучения, когда выясняется, что осилить программу ребенок не может. У него обнаруживаются трудности с усвоением материала, запоминанием, логическим мышлением.
Классификация умственной отсталости легкой формы
Традиционно диагноз назывался «олигофрения» и различали три формы заболевания. По МКБ-9 это:
- Дебильность – слабая УО.
- Имбецильность – средняя степень слабоумия.
- Идиотия – тяжелый тип отставания, при которой речь и мышление почти отсутствуют.
Современный Международный классификатор болезней (МКБ-10) различает четыре состояния, разграничивая уровень iq-интеллекта при легкой умственной отсталости:
- Легкая УО – интеллект 50-70 баллов IQ, развитие достигает возраста 9-12 лет.
- Умеренная – 35-49 IQ, что соответствует 6-9 годам.
- Тяжелая – 20-34 IQ, 3-6 лет.
- Глубокая – до 20 IQ, до 3 лет.
Коэффициент айкью с возрастом может варьировать.
Особенности кодирования заболевания по МКБ-10
Эти сведения для родителей носят сугубо ознакомительный характер и вряд ли пригодятся им или их детям. Информация для специалистов — именно такой комбинацией цифр и букв врач помечает медицинскую карту профильного пациента:
- УО легкой степени тяжести (F70);
- УО умеренная (F71);
- УО тяжелая (F72);
- УО глубокая (F73);
Варианты уточнения шифра:
- F7*.0 – отсутствие или слабая выраженность нарушений поведения;
- F7*.1 – значительные отклонения;
- F7*.8 – другие особенности;
- F7*.9 – нарушения не определены.
Различают также коды F78 (другая УО) и F79 (неуточненная УО). Она используется в основном при постановке дифференциального диагноза и в любых случаях, когда этиология заболевания не выяснена, либо оно является приобретенным в позднем возрасте, например, в результате травмы.
Если известна природа патологии, то используют пятый знак кодировки:
- F7х.х1 – перинатальная, постнатальная инфекция: краснуха, сифилис, токсоплазмоз, абсцесс мозга, энцефалит; токсикоз при беременности, желтуха, свинцовое отравление;
- F7х.х2 – травма, например, механическая или гипоксия/асфиксия при родах или сразу же после;
- F7х.х3 – фенилкетонурия;
- F7х.х4 – хромосомные нарушения – синдром Дауна, Клайнфельтера, Шершевского-Тернера, Марфана, Лоуренса и т. п.;
- F7х.х5 – гипертиреоз;
- F7х.х6 – гипотиреоз;
- F7х.х7 – недоношенность без упоминания о другом патологическом состоянии;
- F7х.х8 – иные уточненные причины: нарушения обмена веществ, роста, питания, врожденная аномалия головного мозга, краниостеноз, гипертелоризм, микроцефалия и др.;
- F7х.х9 – обусловленная неуточненными причинами, обычно так кодируют злоупотребление алкоголем, наркотиками в период беременности.
Эти аббревиатуры являются международными, что обусловливает единое толкование симптомов во всем мире.
Причины возникновения лёгкой формы умственной отсталости
Постановке подобных диагнозов в медицине уделяется огромное внимание. Долгое время их рассматривали как «клеймо», способное испортить жизнь пациенту, поэтому важно не только подмечать симптомы, но и понимать, как они образовываются:
- Одним из главных факторов УО (65%) остается пока неуточненный семейный анамнез обоих родителей, когда о наследственных рисках рождения ребенка с УО узнают только после диагностики (синдром Мартина-Белл).
- Вторичной причиной можно назвать отсутствие культуры планирования беременности, когда о зачатии становится известно только к концу первого или началу второго триместра. За это время мать успевает переболеть вирусом или инфекцией, которые негативно сказываются на формировании головного мозга плода.
- На третьем месте - безответственность матери и нежелание проводить комплексную диагностику на ранних стадиях беременности, особенно если в истории имеются венерические заболевания, злоупотребление алкоголем, наркотиками.
- Ситуационное слабоумие может быть спровоцировано халатностью родителей к развитию и уходу за ребенком в раннем возрасте. В этом случае речь идет о педагогической запущенности. Нередко она перерастает в патопсихологическую форму пограничной умственной отсталости, когда страдают внимание, память, познавательные функции. Такое состояние требует серьезной медицинской коррекции.
- Травматическое слабоумие – механическое поражение лобно-базальных, фронтальных отделов головного мозга. Ушиб головы в младенчестве без надлежащего медицинского обследования, может привести к недоразвитию психомоторных функций.
- Умственная отсталость на фоне шизофрении проявляется регрессом или остановкой психического развития, в частности может пропасть речь из-за нарушения мышления. Постановка основного диагноза происходит в 12-15 лет, но до этого возраста дифференциально устанавливается именно олигофрения.
Признаки, симптомы и проявления болезни
Легкая форма УО характеризуется сложностью диагностики. В раннем возрасте до трех лет заподозрить заболевание можно только при отягощенном анамнезе в перинатальном или родовом периоде, хромосомных нарушениях.
Проявления до 1 года
Обычно младенцы физически развиваются нормально. Заподозрить УО можно по косвенным признакам:
- отсутствие зрительного контакта с близкими, следящих движений;
- внезапная без видимой причины перемена настроения, резкий спонтанный крик, плач;
- длительная манифестация врожденных рефлексов;
- заторможенность, пассивность, недоразвитие хватательных движений, нежелание сидеть, ползать, ходить;
- отсутствие попыток звукоподражания.
Проявления с 1 до 3 лет
В этом возрасте уже можно говорить о дифференциальном диагнозе «задержка психического развития – ЗПР», которая может характеризоваться различными признаками. Например:
- заметным отставанием речи;
- трудностями коммуникации со взрослыми и сверстниками;
- внезапными приступами агрессии или заторможенности, замкнутости;
- проблемами с самообслуживанием, гигиеной;
- кратковременной механической памятью;
- нарушение инстинкта самосохранения;
- дисфункция вестибулярного аппарата – крупная моторика.
Наиболее частые признаки – задержка речевого развития (ЗРР), бесстрашие, проблемы с моторными функциями. Наличие этих трех симптомов одновременно дает возможность определять легкую умственную отсталость до наступления школьного возраста, провести своевременную коррекцию и лечение. К сожалению, большинство родителей не желает видеть и признавать у своего ребенка проблемы, требующие вмешательства специалистов. Их сознательно скрывают, не придают значения.
Бытовые признаки УО в возрасте 3 лет
Это «переходный» момент от младенчества к дошкольному периоду, когда дети должны обладать набором определенных навыков и умений, независимо от мнения родственников. Если они не вырабатываются, это 100% повод обратиться к неврологу и нейропсихологу:
- Отсутствует связная речь короткими предложениями, ребенок редко обращается к взрослым сам, предпочитает ждать, когда ему зададут вопрос, отвечает односложно. В речи есть большое количество несвязных звуков, сопряженных с жестами: мычание, кивание, простейшие слоги, показывание рукой.
- Ребенок не может освоить навыки катания на велосипеде, качелях, забывает, что нужно держаться. Испытывает сложности с самостоятельным одеванием. При падениях вперед не подставляет руки, не сгибает колени: «летит солдатиком». Нарушение сенсорных моторных функций может также проявляться сложностями в глотании твердой пищи.
- Отсутствуют сюжетные игры, элементы фантазирования. Ребенок не в состоянии ответить на простые вопросы: «Куда едет машина? Как зовут твою куклу? Сколько пальцев на руках?». Дети с легкой степенью УО часто не проявляют интереса к мультфильмам, игрушкам, кроме интерактивных.
- Заметны поведенческие особенности: импульсивность, склонность к самоповреждению, несдержанность, отсутствие собственных эмоций, расстройство личности. Ребенок смеется только если это делают окружающие, плачет с «сухими глазами», имитируя всхлипывания, не умеет себя сдерживать, контролировать, сообразно возрасту: визжит, протяжно кричит, падает на пол, в ответ на ограничения.
- Проявляются первые трудности с обучением: ребенок не может запомнить цвета, формы, простейший счет, застегнуть пуговицы, выбрать заданный предмет, картинку.
- Редко, но имеет место нарушение привязанности: ребенок может легко идти на контакт с абсолютно незнакомыми людьми, даже маргинальной внешности. Или наоборот: категорически не контактирует ни с кем, кроме самых близких, включая сверстников.
- Заметны сложности со вторичной гигиеной: грязь на коже, одежде не вызывает дискомфорта, отсутствует потребность вытереть нос или рот, вытряхнуть из обуви песок. При нормальном развитии ребенок старается самостоятельно избавиться от памперсов в возрасте 1,5 лет. Если к трем годам приучение к горшку не наступило – это повод для обращения к врачу.
Диагностика умственной отсталости
Заподозрить наличие у ребенка отклонений имеют возможность в первую очередь родители. При отсутствии внешних признаков хромосомных нарушений, ФАС, направить на обследование педиатр может только по их жалобе. Методика постановки диагноза включает несколько этапов:
- консультация невролога, логопеда, психолога, дефектолога;
- иммунологические или хромосомные исследования;
- анализы на герпесы, Эпштейн-Барра, цитомегаловирусы, менингококки, антитела к венерическим заболеваниям и др.;
- электроэнцефалограмма – ЭЭГ;
- МРТ или КТ головного мозга;
- исключение наследственного дефекта обмена – ФКУ;
- консультация детского психиатра.
Ранняя диагностика легкой степени умственной отсталости дает возможность успешной коррекции, социализации, дополнительное время для нормальной адаптации ребенка в обществе, развития когнитивных навыков. В клинике персональной медицины La Salute есть собственная диагностическая лаборатория и детские специалисты с большим опытом работы: невролог, психиатр, нейропсихолог.
Для определения уровня интеллекта применяют тесты разной степени сложности в зависимости от возраста:
- ревизованную шкалу Стэнфорд – Бине — от 3 лет;
- шкалу Векслера — от 5 до 15 лет;
- шкалу развития Гезелла;
- шкалу Бейли;
- зрительно-моторный гештальт-тест Бендер;
- Денверскую скрининговую методику.
Есть и другие психологические методы исследований, но почти все они являются дополнительными, а не основными способами диагностики.
Лечение и коррекция лёгкой степени умственной отсталости
Первое, о чем узнают родители, при постановке диагноза – заболевание неизлечимо. Это не означает, что надо опустить руки, изолироваться, забыть про получение образования и профессию. Дети с легкой умственной отсталостью успешно обучаются по коррекционным методикам, получают специальность, создают семьи и могут жить самостоятельно. Существуют современные программы реабилитации, медикаменты, которые помогают улучшать работу мозга, стимулировать развитие когнитивных навыков.
Известны даже случаи, когда дети с легкой УО обучались в обычной школе на нижнем или нормальном пороге успеваемости. Вопрос в другом – насколько была усвоена программа и нужно ли это ребенку, который больше нуждается в социальной коррекции, чем в получении полного среднего образования.
Лечение легкой степени УО может включать 3 или 4 этапа. Рассмотрим их подробнее.
Медикаментозная терапия
Это консервативная методика, которая зависит от различных факторов. К таковым относятся:
- наличие наследственных заболеваний;
- органическое поражение мозга;
- сопутствующие патологии;
- нарушение поведения.
Основная терапия – ноотропы, согласно возрасту и показаниям: глицин, гопантеновая, аминомасляная кислоты, церебролизин, полипептиды, пиритинол и др.
Медикаменты назначаются только специалистами, в рамках реабилитационной и коррекционной программ, а не как самостоятельное лечение.
Диеты
В некоторых случаях предотвратить психическое недоразвитие могут определенные продукты или их отмена. Например, у больных фенилкетонурией удается вылечивать УО при замене, ограничивая поступление в организм аминокислоты фенилаланина. При галактоземии нужно исключить определенные углеводы и молочные продукты. Во всех случаях, когда необратимое поражение головного мозга еще не произошло, остается шанс на успешное лечение.
Квантовая гемотерапия
Низкоэнергетическое лазерное излучение способно действовать на организм на клеточном уровне, восстанавливая повреждения. Его основные эффекты:
- повышение энергетического обмена в тканях;
- активизация синтеза белка: ДНК и РНК;
- нормализация уровня нейротрансмиттеров;
- кальций-блокирующий эффект;
- ускорение мозгового кровообращения;
- регуляция аденогипофиза, щитовидной железы;
- снижение возбудимости вегетативных центров;
- улучшение проводимости нервных волокон;
- уменьшение глюкокортикоидной активности надпочечников;
- увеличение нейрогуморальных факторов.
Квантовая терапия показывает хорошие результаты, улучшая память, внимание, работоспособность, упорядочивая психическую деятельность. Она значительно повышает чувствительность организма к препаратам, не дает лишних побочных эффектов, имеет минимум противопоказаний.
Психокоррекционная работа
Основные специалисты в этой области – медицинский психолог, пато- и нейропсихолог. Их задача – выявить потенциально сильные и слабые стороны ребенка с отклонениями в развитии, стимулировать познавательную активность, помочь социализироваться, скорректировать поведение, если в этом есть необходимость.
Психологическая коррекция проводится на протяжении всего периода роста и становления личности, вплоть до момента, когда можно будет с уверенностью сказать, что ребенок готов действовать и жить самостоятельно. Этот процесс включает 4 стадии:
- От рождения до года. Направлен на развитие и совершенствование моторики.
- От 1 до 3 лет. Сенсомоторная работа, появление первичных движений и форм общения.
- От трех до двенадцати. Коррекция искаженного восприятия, навыков.
- От шести до восемнадцати. Развитие понятий, суждений, умозаключений, мышления.
Познавательный ресурс детей с УО очень низок, чтобы это могли понять окружающие их взрослые – родители, близкие родственники, психологическая работа должна проводиться со всей семьей.
Нейропсихолог клиники La Salute Антонова Стелла Леонидовна более 30 лет занимается проблемами, связанными психологией и умственным развитием детей. Прошла двухгодичный курс обучения по программе профессиональной переподготовки по направлению «Детско-подростковая и семейная психотерапия», поэтому умеет не только корректировать развитие ребенка, но и способна подсказать его родным, как дома помогать малышу отрабатывать новые навыки.
Особенности ухода, обучения и интеграции ребёнка
Основная ошибка родителей в воспитании малыша с УО – попытки «дотянуть» его интеллектуальный уровень до нормы. Такой подход может являться губительным для психики, поскольку развитию реальных способностей внимания не уделяется.
Например, если к 12 годам подросток все еще читает по слогам, скорее всего, этот навык уже нельзя улучшить, надо переключиться на обучение бытовым способностям и др.
У большинства детей с УО абстрактное мышление и видение целостной картины отсутствуют в принципе. Читая текст в учебнике, они не в состоянии его пересказать, поскольку, складывая буквы в слоги, слова они лишь выполняют механическое действие, смысл им все равно непонятен. Такая же проблема с развитием памяти и внимания.
Некоторые элементарные бытовые навыки придется вырабатывать до автоматизма, другого способа их привить не существует: причесаться, сменить одежду, завязать шнурки.
Задача специалиста и родителей – отыскать наиболее короткий путь к освоению учебного процесса, сформировать понимание межличностных отношений, культуру поведения. Если при этом он будет читать по слогам, то ничего страшного не случится, общее его поведение все равно будет соответствовать норме.
У детей с УО больше всего нарушена структура логического мышления, их память работает произвольно. Иногда они лучше запоминают случайные вещи, чем многократно повторяемый материал, который не вызывает у них интереса.
Нередки случаи, когда сегодня малыш запомнил стих, а завтра – «чистый лист», он не может воспроизвести ни строчки.
Эмоциональная сфера также недоразвита. Даже если ребенок ведет себя импульсивно. Характерный спутник УО – СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности). Это мешает формированию тяги к познанию нового. Дети с УО чаще копируют чужие эмоции, чем испытывают собственные. Слабая воля не позволяет ставить задачи, достигать целей, овладевать знаниями последовательно. При этом они очень дружелюбны и внушаемы, чем нередко пользуются другие дети и даже посторонние взрослые.
Ребенок с легкой умственной отсталостью может учиться в обычной школе. Однако родителям следует задаться вопросом: насколько это целесообразно и полезно для него, учитывая трудности с переключением внимания, механическим запоминанием материала, который он не применит затем в жизни. В обществе сверстников без должной коррекционной поддержки, может наступить регресс развития. Важно понять, что без помощи семьи, специалиста, медикаментозной терапии ребенок с УО не будет развиваться самостоятельно.
Отзывы родителей, воспитывающих детей с легкой умственной отсталостью
Прогнозы течения болезни
Легкая умственная отсталость не приговор. Это лишь диагноз, характеристика, которая требует от родителей чуть больше внимания, терпения, желания дать ребенку доступное будущее, а не то, что они изначально запланировали. Дети с УО обучаемы, причем выбирать можно не только из рабочих специальностей. У них присутствует творческий потенциал, который нужно увидеть и развить.
Основная задача – обучение бытовым навыкам, самостоятельному обслуживанию, социализации. Все, чем обычные дети овладевают мимоходом: ездить на общественном транспорте, делать покупки, готовить еду, положить в сумку нужную тетрадь – школьник с УО не сможет освоить без посторонней помощи, просто методом наблюдения. Поэтому образовательный процесс будет специфическим.
Хуже всего – игнорировать диагноз, пытаться его снимать, убеждая себя, что «перерастет». Грамотный нейропсихолог поможет не только ребенку научиться самообслуживанию, но и родителям – понять, как счастливо жить с диагнозом. В клинике персональной медицины La Salute работают детские специалисты с огромным стажем, есть собственная диагностическая база, все возможности для проведения обследования и коррекционных занятий в удобное время.
Комплексные программы
Задайте вопрос специалистам
Клиники La Salute
Если Вас беспокоит состояние здоровья, и Вы не уверены стоит ли обращаться
в клинику или не знаете к какому врачу записаться - напишите нам!
Специалисты клиники ответят Вам на телефон, указанный при заполнении
формы-заявки.