Клиника La Salute метро Таганская
+7 (499) 150-22-22
Пн-Вс: 8:00-20:30

Темповая задержка речевого развития в 2-3 года: что делать, если ребенок не понимает речь и не разговаривает

Задержка развития речи в 2 года – повод для беспокойства и принятия мер. Если кажется, что ребенок плохо разговаривает для своего возраста и отстает от сверстников, не нужно сразу паниковать. Необходимо выяснить симптомы и признаки задержки развития речи, какие нормы установлены специалистами.

На основании этого врач поставит диагноз и даст рекомендации, как работать с малышом, чтобы поскорее избавиться от имеющейся проблемы. В статье в деталях разберем вопросы, касающиеся ЗРР в 1,5-2 года. Расскажем, как нужно действовать родителям, если есть отставание в развитии речи.

Темповая задержка речевого развития в 2-3 года: что делать, если ребенок не понимает речь и не разговаривает

Нейропсихолог
Клинический психолог
Семейный психолог

Стаж работы: более 30 лет

Стоимость приема: 6 000 руб.

Антонова Стелла Леонидовна имеет опыт преподавания в ВУЗе различных направлений психологии. Автор нейропсихологической коррекционно-развивающей программы для детей начальной школы «Движение тела – движение мысли», а также множества статей и публикаций в научно-популярных сборниках. Автор и ведущая программы для специалистов и родителей «Нейропсихологический подход к проблеме эмоциональных нарушений у детей и подростков». Эксперт Центра изучения и сетевого мониторинга молодёжной среды.

Online запись к врачу

  • 07
    октября
    Пятница
  • 08
    октября
    Суббота
  • 10
    октября
    Понедельник
  • 11
    октября
    Вторник
  • 14
    октября
    Пятница
  • 15
    октября
    Суббота
  • 17
    октября
    Понедельник
  • 18
    октября
    Вторник
Выберите доступное время:
form_star

Запись в лист ожидания

Если подходящий день и время уже заняты, оставьте свои контакты. Мы внесем Вас в лист ожидания и сообщим если нужная запись станет доступной.

Нормы развития речевого общения ребенка 2 лет

Чтобы понимать, что имеется отклонение, нужно знать, какие существуют нормы. Тогда будет возможность сравнить имеющийся прогресс в развитии со стандартами и либо успокоиться, либо обратиться к специалисту.

Начальная стадия развития речи

Первые слова в лексиконе ребенка появляются примерно с 8 до 12 месяцев. С данного возраста родители могут слышать так называемые лепетные слова. До этого наблюдаются гуление, лепет.

Обратите внимание на то, что девочки развиваются быстрее мальчиков. У них речь формируется раньше, но не во всех случаях. Всё индивидуально.

В начале второго года жизни у ребенка, при условии гармоничного развития, формируется словарный запас – около 10 терминов. Это не означает, что малыш легко должен произносить трудные слова. Допустимы упрощенные сокращенные варианты: «ням», «ма», «гав» − вместо «кушать», «мама», «собака».

До 1 года 8 месяцев словарный запас у малыша составляет до 200 слов. Это не означает, что ребенок разговаривает, используя всё, что знает. Большинство слов малыш не может произнести. Они для него слишком трудные, либо нет необходимости в использовании части лексикона. Поэтому применяется такой термин, как активный словарный запас. В него входит 10-20 слов, которые малыш произносит. Их он повторяет регулярно.

Пассивный запас – это те слова, которые мальчик или девочка воспринимает. Например, родитель говорит: «Покажи тигра». И ребенок ищет полосатое животное на картинке или где-то еще. Но само слово «тигр» он произнести не может.

Это хороший показатель. Хуже, когда ребенок не понимает обращенную речь, не реагирует на вопросы. Значит, есть проблема, требуется обследование и, возможно, лечение.

Особенности

Когда говорят о речи ребенка в два года, считается нормой фразовая стадия. Малыш добавляет к существительным глаголы. Например:

  • «мам, дай»;
  • «па ди» − «папа иди» и так далее.

Постепенно ребенок объединяет слова, которые запомнил, в мини-предложения.

После двух лет возникает то, что называют «лексическим взрывом». Ребенок начинает постоянно говорить, складывая слова в предложения. Его общий запас «терминов» увеличивается до 1200. Это не значит, что малыш разговаривает, используя всё, что знает. Но он всё понимает, выполняет просьбы, старается ответить на вопросы, которые задают взрослые и так далее.

Период от 2 до 2,5 года очень важный. В это время нужно следить за лексиконом малыша. Если в два года нет фразовой речи, то можно говорить о задержке. Но врачи обычно не торопятся ставить такой диагноз. Маленькие дети могут за 6 месяцев довольно сильно продвинуться в развитии. Неговорящий ребенок вдруг начинает использовать несколько десятков слов, всё понимать, хотя раньше с этим были проблемы. Такие диагнозы, как ЗПР и ЗРР, специалисты не спешат ставить до трехлетнего возраста.

Обратите внимание, что в каждом случае необходимо обследование. Ставить диагноз и лечить должен врач. Родители в домашних условиях могут только лишь отметить для себя, что у ребенка плохая речь. Не нужно паниковать, ставить под сомнение интеллект сына или дочери, думать, что есть проблемы с умственными способностями.

Когда появляются какие-то подозрения, лучше обратиться к специалисту, но не к логопеду, как многие думают, а к нейропсихологу или педиатру. В возрасте 2-3 лет это можно делать, консультация не будет лишней.

Логопед работает над речью, занимаясь артикуляцией, произношением, движениями языком, челюстями. Нейропсихолог специализируется на проблемах, причины которых скрыты в психической сфере.

В 3-4 года ребенок при нормальном развитии составляет предложения из нескольких слов. В его разговорах появляются вопросы. Малыш может как спрашивать, так и отвечать, пассивно используется более 1000 слов. Ребенок досказывает стишки, которые ему многократно читали родители, бабушки, дедушки.

Если же малыш дошкольного возраста не может всего этого делать, то речь идет о патологии. Следует обратиться к специалисту. В школьном возрасте разговорный язык должен быть в порядке. Допускаются только проблемы, которыми занимается логопед.

Симптомы и признаки задержки речевого развития

На наличие проблемы указывают несколько факторов. Только при анализе каждого можно говорить о точном диагнозе. Чтобы вовремя принять необходимые меры и обратиться к специалисту, нужно обращать внимание на следующее:

  1. Малыш не может сформулировать ответ на вопрос взрослого. Он понимает, что спросили, но не отвечает словами. Нужно учитывать возраст малолетнего. Ребенок, которому только исполнилось 2 года, и при нормальном развитии не даст развернутого ответа. Максимум – это «да» или «нет».
  2. Накопление активного и пассивного словарей идет медленными темпами. Отсутствует звуковое подражание взрослым.
  3. Сложности с построением даже очень коротких фраз. Ребенок не может соединить три слова в одно предложение.
  4. В словах, которые произносит, малыш переставляет слоги или замещает одни на другие.
  5. Ребенок не может не только построить предложение самостоятельно, но и повторить что-то сказанное за взрослым.
  6. При произношении отдельных звуков у малыша происходит подергивание мышц лица, глаз и так далее.
  7. Речь ребенка остается однообразной. Он часто произносит одно и то же.
  8. Малыш не понимает, о чем идет речь в сказках, потешках, стишках.
  9. Мальчику или девочке трудно собирать простые пазлы, кубики, матрешек и тому подобное.

Это признаки, которые характерны для младшего возраста, когда ребенок уже должен неплохо говорить. Есть и другие симптомы:

  • в 2–4 месяца нет гуления;
  • в 8-9 месяцев от ребенка не слышно лепета и других звуков;
  • в 1,5 года малыш не произносит простых звуков;
  • не использует слова и жесты, чтобы получить желаемое, добивается всего только плачем;
  • после 2 лет малыш не говорит новые слова, не связывает их в предложения.

Все эти симптомы являются показанием для обращения к специалисту.

Причины задержки развития речи

Врачи выделяют несколько групп. Факторы, способствующие появлению проблем, могут быть вызваны с физическими патологиями. Начнем с общего списка:

  1. Расстройство экспрессивной речи. Когда малыш не произносит слов, не строит диалог.
  2. Проблемы с восприятием речи.
  3. Трудности с артикуляцией. Ребенку сложно произносить слова.
  4. Афазия при условии, что поставлен диагноз «аутизм». Обычно бывает так: у малолетнего с речью было всё неплохо, но потом он утратил способность произносить слова и понимать их смысл.
  5. Умственная отсталость. У ребенка такой уровень развития, когда плохая речь или её отсутствие – это лишь одно из проявлений проблемы. Многое зависит от степени отсталости. Если она легкая, то малыш способен строить простые предложения.
  6. Глухота. Распространенная проблема. Детский мозг не может обучиться речи, потому что не слышит её. А сам он сгенерировать «образы слов» не умеет, нужен пример.

Исследования показывают, что причиной ЗРР являются проблемы, которые проявлялись во время беременности и родов. Наиболее распространенные:

  1. Хроническая гипоксия. Когда ребенку не хватает кислорода, плод развивается неправильно.
  2. Поражение центральной нервной системы. Это не причина, а последствие вышеуказанной гипоксии.
  3. Инфицирование плода.
  4. Гидроцефалия – это ситуация, когда в голове избыток спинномозговой жидкости.
  5. Генетические заболевания: синдром Дауна, ДЦП и другие.
  6. Недоношенность.
  7. Травма, полученная при родах.
  8. Аномалии развития. Одна из таких – волчья пасть. У ребенка может быть недоразвитой нижняя челюсть, короткая уздечка. Все это мешает раннему развитию речи. Дошкольнику с такими проблемами тоже разговаривать трудно.

Существуют причины, которые появляются после рождения:

  1. Нейроинфекция, которая плохо влияет на мозг и приводит к ЗРР. Типичный пример − менингит.
  2. Ухудшение слуха после заболеваний. Например, отита. Малыш хорошо слышал, воспринимал сказанное, пополнял словарный запас. Потом слух ухудшился, и мальчику или девочке стало сложно развивать свою речь.
  3. Дефицит общения. Да, в списке такая очень простая причина. С ребенком всё нормально, но речь его не развивается, потому что он мало общается со взрослыми. В этом вопросе, как и во многих других, важны тренировки. Родители должны больше общаться с малышом. Вот почему рекомендуется петь колыбельные и читать сказки вслух.
  4. Стрессовое состояние. Это, учитывая психосоматику, запускает негативные процессы, тормозящие развитие речи. Возникает ЗРР.
  5. Генетическая предрасположенность. В первую очередь она выражается в повышенной чувствительности речевых зон мозга к негативным факторам.

Распространена темповая задержка речевого развития – когда у малыша, кажется, всё в порядке, но разговаривать он не хочет. Возможно, нужно подождать.

Способы ускорения развития речи у детей

Очень многое для развития своего ребенка родители могут сделать самостоятельно. Во-первых, нужно чаще обращать внимание на то, как идет формирование речи. Во-вторых, можно использовать упражнения, которые следует выполнять с малышом, чтобы стимулировать речевое развитие.

Нельзя обойтись без диагностики. Лучший вариант − обратиться к специалисту, чтобы выяснить состояние ребенка, есть ли проблемы с речью, узнать о методиках и программах, которые применяются для исправления ситуации.

Далее нужно определять, какие занятия стоит проводить с малышом. Для устранения ЗРР используют следующие способы:

  1. Общение с логопедом. Помогает в случаях, когда проблемы больше не с психологией и нервной системой, а с «физикой речи». Например, когда ребенку трудно произносить слова, звуки и составлять из них предложения.
  2. Комплексная методико-педагогическая реабилитация.
  3. Микротоковая рефлексотерапия.
  4. Логопедический массаж.

Также используются препараты, но не будем углубляться в эту тему. Прием лекарств, таблеток и аналогичных средств должен осуществляться исключительно по назначению врача.

Что можно сделать в домашних условиях, чтобы наметилось движение в речевом развитии:

  1. Самый простой способ преодоления и даже профилактики проблемы – чтение вслух. Ребенок должен слышать речь, чтобы осваивать навык.
  2. Другой эффективный метод, судя по отзывам специалистов, для развития разговорных навыков – дидактические игры: кубики, сортеры, карточки.
  3. Пение песен.
  4. Просмотр мультфильмов, но ограниченно. Нужно не просто смотреть, а проговаривать имена персонажей, комментировать то, что происходит.

Существуют упражнения, помогающие развивать речь:

  1. «Маятник». Откройте рот и двигайте языком из стороны в сторону. От одного уголка губ к другому.
  2. «Забор». Сомкните плотно зубы. Язычком коснитесь «забора». Широко улыбнитесь.
  3. «Пятачок». Вытяните губы в трубочку и подвигайте ими в разные стороны.

Доказана связь мелкой моторики с развитием речи, поэтому упражнения на «работоспособность пальцев» тоже помогут.

Доктор Евгений Комаровский справедливо говорит о том, как лечить ЗРР. Нужно, чтобы пришло понимание того, почему появилась проблема. Устраните причину – уйдет и следствие.

Когда нужна помощь специалиста

Если кратко: всегда. Когда родители заметили какое-то отклонение, или им кажется, что что-то идет не так, лучше сходить на прием к доктору, который осмотрит ребенка, проведет необходимое обследование и даст свое заключение. Это поможет своевременно заняться лечением отклонения.

Особенно следует насторожиться, если малыш:

  • не обращает внимания на речь родителей;
  • не смотрит в глаза;
  • повторяет однообразные движения.

Это симптомы не просто ЗРР, а проявления задержки психологического развития. К этой проблеме нужно относиться серьезнее. Требуется другое лечение.

Комплексные программы

К кому обращаться для решения проблемы

В зависимости от причины и особенностей отклонения следует идти на прием к разным врачам. Но начинать нужно с педиатра, чтобы он поставил предварительный диагноз и направил к узкому специалисту:

  1. Челюстно-лицевой хирург – если есть какие-то проблемы физиологического плана.
  2. Логопед – помогает с артикуляцией.
  3. Психотерапевт – когда речевые патологии глубокие, связаны с мозгом.
  4. Неонатолог – занимается проблемами новорожденных.
  5. Психолог.
  6. Сурдолог – узконаправленный специалист в отоларингологии.
  7. Невролог.
  8. Генетик – стоит обратиться, чтобы выяснить, не является ли задержка проблемой наследственной.
  9. Лор (отоларинголог) – помогает восстановить слух.

Приходите в La Salute, чтобы получить квалифицированную помощь по вопросу задержки речевого развития. В нашей клинике вы сможете пообщаться с разными специалистами, которые способны стимулировать речь ребенка – логопедом, нейропсихологом, психологом, неврологом.

Как проходит обследование и лечение детей

Исходя из того, какие врачи занимаются проблемой, можно обозначить примерный алгоритм диагностики. При обследовании детей необходимо:

  1. Консультация педиатра.
  2. Исследование мозга и сосудов. В том числе, при помощи МРТ и других современных методов.
  3. Работа с узкими специалистами, в зависимости от причин ЗРР.

Всё индивидуально, поэтому не будем детально описывать каждый метод.

Прогнозы

Всё зависит от степени задержки речевого развития, наличия или отсутствия сопутствующих заболеваний. Чем раньше последует обращение к специалисту, тем больше шансов, что ребенок наверстает упущенное, догонит сверстников и станет развиваться нормально.

Памятка родителям

Если возникли подозрения на ЗРР, обратитесь к специалисту. Когда поставлен диагноз, занимайтесь с ребенком дома, проходите лечение, назначенное врачом.

ЗРР – проблема, с которой можно справиться, если следовать методике.

Обращайтесь в Клинику La Salute. Наши специалисты выявят причину проблемы, помогут устранить задержку речевого развития.

Страховые партнеры


Запись на прием

Врач: Темповая задержка речевого развития в 2-3 года: что делать, если ребенок не понимает речь и не разговаривает

Стоимость приема: руб.

Дата:

Время: