Причины СДВГ у детей: ведущие факторы возникновения, генетические механизмы формирования и прогноз
Ежегодно синдром дефицита внимания и гиперактивности выявляется у 3–5% детей. Ребятам с такими особенностями сложно взаимодействовать с родителями и со сверстниками, тяжело усваивать учебную программу. Школьники с серьезными проявлениями СДВГ вынуждены посещать коррекционные образовательные заведения или заниматься на дому.
Точные причины возникновения СДВГ у детей пока не установлены. Однако медики считают, что в основе формирования расстройства лежит сочетание факторов. Ниже подробно рассмотрим, как проявляется синдром, почему он возникает, какие механизмы влияют на это.
Ведущие специалисты:
Проявление СДВГ у детей
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) является психоневрологическим расстройством. Первые признаки отмечаются в раннем возрасте с 2–5 лет. Для таких детей характерна неусидчивость, невозможность долго концентрировать внимание, быстрая переключаемость с одного предмета на другой, повышенная утомляемость.
Их поведение часто импульсивное. Ребенок может реагировать плачем или криком на резкие громкие звуки. Дети, которые действительно страдают СДВГ, не умеют идти на компромиссы. С ними практически невозможно договориться. Они не реагируют на запреты. Могут проявлять агрессию. Сон детей беспокойный, ребенок подолгу засыпает и часто просыпается.
Дошкольники и школьники с СДВГ, как правило, тяжело обучаются. Усваивать информацию и концентрировать внимание на заданиях они не могут из-за недостатка нейромедиаторов в определенных зонах головного мозга. Их поступки значительно отличаются от действий здоровых детей. Нередко нарушено пищевое поведение.
Основные симптомы расстройства:
- Гиперактивность. Ребенок постоянно суетится, передвигается с места на место. Кажется чрезмерно общительным. Не может отсидеть спокойно положенное время за партой.
- Невнимательность. Дети с диагнозом СДВГ неорганизованны, страдают забывчивостью, часто теряют личные вещи. Во время объяснения урока отвлекаются, не могут сосредоточиться.
- Импульсивность, которая часто выглядит как нетерпеливость. Ребята не в состоянии ждать своей очереди, постоянно перебивают взрослых или сверстников, выкрикивают с места.
- Агрессивность в отношении других людей, а также животных.
Распространенность СДВГ
Согласно статистическим данным у 6% детей школьного возраста диагностируется СДВГ. У подростков этот показатель – 3%. Мальчики в 5-6 раз чаще страдают проявлениями, чем девочки.
Причины появления синдрома дефицита внимания и гиперактивности
Детские психиатры и неврологи называют 4 фактора, которые влияют на формирование СДВГ – биологический, генетический, психосоциальный, экологический.
Биологические
Патологии беременности и родов:
- гестоз;
- эклампсия;
- переношенная или недоношенная беременность;
- слишком юный возраст матери – до 20 лет;
- длительные роды;
- родовые травмы;
- поздняя беременность, после 40 лет;
- инфекционные заболевания матери;
- низкая масса тела плода.
Также к биологическим факторам относят серьезные патологии ребенка в перинатальный период и на первом году жизни, приводящие к гипоксии головного мозга и нарушению формирования тормозных систем.
Генетические
СДВГ является полигенным расстройством, при котором имеющиеся нарушения процессов обмена дофамина и норадреналина обусловлены влиянием нескольких генов, перекрывающими защитные действия компенсаторных механизмов.
Психосоциальные
Установлено, что сами по себе негативные социальные факторы не могут являться причиной возникновения СДВГ. Но конфликты и частые ссоры в семье, асоциальное поведение, грубость и жестокость в воспитании ребенка, плохое отношение со стороны школьного учителя, сверстников и их родителей могут значительно усилить патологические проявления и трудности с адаптацией. Нередко на детей с СДВГв школе устраивается травля. Таким образом создаются «условия», чтобы родители забрали ребенка из образовательного учреждения.
Экологические
Когнитивные и поведенческие нарушения у детей могут быть вызваны неблагоприятной экологической обстановкой. Из-за промышленных выбросов в окружающей среде накапливается большое количество вредных элементов – свинец, мышьяк, ртуть, кадмий, никель. Свинец наиболее нейротоксичен, а также является опасным канцерогеном.
Специалисты клиники La Salute проводят диагностику детей с СДВГ, направленную на выявление причин, которые привели к дезадаптации. Нейропсихолог клиники – Тищенко Татьяна Дмитриевна занимается коррекцией детей с диагнозом СДВГ. Программа помогает развить высшие психические функции, коммуникативные навыки, улучшить адаптационные возможности.
Прогнозы для детей, у которых выявлен СДВГ
Согласно статистике, у 50–80% детей проявления СДВГ сохраняются и в подростковом периоде. Симптоматика усиливается. Такие подростки входят в группу риска по развитию аддиктивных расстройств, которые характеризуются появлением различных зависимостей – алкогольной и наркотической.
Однако при правильном подходе специалистов, учителей и родителей удается адаптировать детей к нормальной жизни в обществе, снять яркие проявления гиперактивности.
Как можно помочь детям с СДВГ
Очень важно не упустить время и показать ребенка специалистам, чтобы улучшить качество жизни и обеспечить достойное будущее. Проявления СДВГ хорошо поддаются коррекции в возрасте с 3 до 12 лет. В этот период структуры головного мозга еще пластичны, поэтому перестройка происходит относительно быстро и эффективно. В дошкольном и младшем школьном возрасте при малейших подозрениях или ярко выраженных проявлениях СДВГ необходимо показать ребенка специалисту.
Медикаментозное лечение в сочетании с психотерапией, педагогическими и нейропсихологическими методиками помогут малышу адаптироваться в коллективе, выработать усидчивость, концентрировать внимание, контролировать поведение, лучше усваивать школьную программу.
В клинике La Salute Тищенко Татьяна Дмитриевна – детский нейропсихолог, специалист с опытом работы 10 лет проводит коррекцию у детей с диагнозом СДВГ. На первом приеме можно пройти специальный тест, который позволит оценить уровень развития восприятия, речи, памяти, мышления, внимания, координации движений. В игровой форме ребята будут выполнять двигательные и умственные упражнения. С каждым занятием задания станут усложняться. Такая методика позволяет хорошо натренировать базовые психические процессы.