Особенности физического и нервно-психического развития детей: показатели нормы, факторы, влияющие на ребенка, выявление отклонений
Врачи отмечают, что своевременно заметить отклонения у ребенка могут даже родители самостоятельно. Но для этого нужно знать, каким должно быть нервно-психическое развитие детей в том или ином возрасте. Сопоставление показателей и данных со стандартами в каждом конкретном случае позволяет обнаружить задержку на ранней стадии и устранить её либо минимизировать негативные последствия.
Разберемся, какие нормы существуют, что влияет на малыша, как выявляются нарушения.
Ведущие специалисты:
Для чего нужна оценка физического и нервно-психического развития
Существуют стандарты – если психофизиология ребенка им соответствует, значит, всё в порядке, никаких проблем нет. Когда же с учетом возраста есть отклонения, то необходимо вмешательство специалиста, который будет работать с дошкольником или подростком. Вполне реально получить очевидный результат, если применять эффективные меры.
Чем раньше будут выявлены психофизические несоответствия, тем проще их устранить. Многое будет зависеть от расторопности родителей и квалификации врачей.
Критерии оценки
Поделены на две группы – это психические проявления с учетом возраста и физические данные. Рассмотрим каждый из них подробнее.
Показатели нервно-психологического развития
Психиатры и педиатры выделяют и описывают ряд критериев. Независимо от возраста они оцениваются в совокупности, поскольку в одном аспекте развитие может проходить в пределах нормы, а в другом – с сильным отставанием. Важны такие показатели:
- Моторика – подразумевается детская двигательная активность, основанная на рефлексах. Её исследуют потому, что этот показатель тесно связан с другими компонентами НПР.
- Статика – способность нормально держать тело в пространстве. Отклонения в ней указывают на проблемы с нервно-психическим развитием.
- Сенсорные реакции – возникают в ответ на некое воздействие. Последнее можно назвать стимулом. Если формулировать точно, то лучше использовать определение: предъявление сенсорного сигнала.
- Речь – оценивают потому, что это средство вербальной коммуникации, которое может сильно влиять на нервнопсихическое развитие. Необходимо изучать природу проблем с артикуляцией и восприятием звуков, проводить обследования.
Под психическим развитием понимают совокупность процессов созревания самой личности и усложнения выполняемых функций в некой области. Это происходит под давлением следующих факторов:
- наследственных;
- биологических;
- социальных: влияние семьи, общества, среды.
Психические процессы делят на такие:
- Познавательные: память, восприятие, мышление, воображение.
- Эмоциональные: переживания активного и пассивного характера.
- Волевые: решения, исполнение задач, усилия.
Проверку здоровья ребенка по психологическим критериям проводит специалист. Первые признаки отклонений обнаруживаются с участием родителей, если они знакомы с нормами. Начальная диагностика проводится профессионалами в области педиатрии.
Показатели физического развития
Как и предыдущие, рассматриваются в совокупности. Для оценки используют следующие критерии:
- Масса тела. Учитывается несколько моментов: степень развития внутренних органов, мышечной и костной ткани, жировой клетчатки, находящейся под кожей.
- Длина или рост – цифры у детей одного и того же возраста могут быть разными. На это влияет ряд факторов.
- Окружность головы – для определения нормы используются таблицы, рекомендованные ВОЗ – всемирной организацией здравоохранения.
- Обхват грудного отдела – оценка происходит с учетом педиатрических норм, о которых еще пойдет речь.
Выявление отклонений в физическом развитии происходит с учетом центильных величин – тех показателей, которые содержатся в таблицах, разработанных специалистами в области медицины. Определяются параметры конкретного ребенка и сопоставляются с нормами.
Важная задача врача – установить, насколько гармонично развиваются мальчик или девочка. Существует 7 коридоров – центильных рядов – в которых могут находиться те или иные параметры ребенка:
- очень низкие показатели;
- низкие;
- ниже среднего;
- средние;
- выше среднего;
- высокие;
- очень высокие.
Методика позволяет не только выявить отставание, но и определить, что ребенок развивается с опережением. Последнее тоже может быть связано с проблемами.
Нормы
Оценка и выявление отклонений проводится по возрастам. Показатели для детей дошкольников, учеников и подростков будут разными.
Первый год жизни
Рассмотрим нормы психического развития ребенка и эталоны физических показателей. Мониторинг до года производится 1 раз в месяц, потому что во младенчестве всё быстро меняется, показатели нужно контролировать часто.
У новорожденного нормальным явлением считается гипертонус мышц сгибателей и тремор. Еще одна особенность – атетозные – непроизвольные движения. Причина кроется в неоднородности созревания пирамидной и экстрапирамидной систем.
Сформирован особый режим дня – малыш спит 20–21 час в сутки.
Другие нюансы:
- способность управлять зрением появляется не сразу;
- сосредоточение слуха возникает на десятый день жизни;
- возможность фиксировать взгляд на цветном предмете тоже оформляется со временем.
На первом месяце жизни малыш начинает улыбаться, гулить, удерживать внимание на ярких неподвижных вещах. Если ребенка положить на живот, то он будет приподнимать голову так, чтобы она находилась вровень с телом.
На втором месяце малыш может продолжительно смотреть на перемещающиеся предметы, улыбаться родителям и поворачивать голову.
Важный этап в развитии нервной системы и выявлении определенных нарушений – третий месяц. Появляется комплекс оживления – это позитивная реакция ребенка на общение со взрослыми. Пример: младенец улыбается, долго гулит, сучит ножками и верхними конечностями. К третьему месяцу жизни ребенок старается держать головку вертикально, находясь на руках у родителей. Появляется еще один основной признак правильной работы ЦНС: малыш не только следит за игрушкой, но и уже вполне может хватать её руками. Психомоторные навыки совершенствуются – ребенок постоянно теребит одеяло или пеленку – развивается.
Для четвертого месяца жизни характерен всё тот же комплекс оживления. С помощью него и улыбки малыш приветствует появившихся в поле зрения взрослых. Человечек узнает тех, с кем у него семейные узы – близких родственников: маму, папу, а также бабушку, дедушку – если те проживают вместе с ребенком. Группа лиц пока небольшая, но этим людям малыш улыбается, с ними он подолгу эмоционально гулит.
На четвертом месяце жизни ребенок начинает поворачивать голову, чтобы увидеть источник звука. Малыш обретает навык поддерживать бутылочку или грудь матери во время кормления.
К пяти месяцам активно развивается кора головного мозга. Можно говорить, что ребенок выходит на новый уровень, обретает ценные навыки:
- отличать близких людей от чужих;
- понимать, когда родители общаются позитивно, когда – строго;
- узнавать голос матери;
- брать игрушку из рук взрослого;
- переворачиваться со спины на живот;
- пробовать есть с ложки густую кашу.
Изменений много. Не всегда они появляются все сразу. Все индивидуально.
К шести месяцам ребенок начинает лепетать. Он произносит отдельные слова, но упрощает их до звуков, которые ему легко выговорить. Берет игрушки, перекладывает их из руки в руку, тянет в рот. Пытает ползать, активно двигает конечностями. Сидит с поддержкой или в подушках.
Дети уже могут хорошо есть с ложечки.
В 7-месячном возрасте малыш:
- интересуется игрушками, не просто перекладывает их, но и стучит, размахивает;
- ползает;
- использует сенсорную речь;
- начинает понимать отдельные слова взрослых;
- произносит в лепете слоги, которые четко прослеживаются;
- пьет из чашки или кружки с поильником;
- узнает близких и негативно реагирует на посторонних.
Взрослым легко коммуницировать с малышом.
В 8-месячном возрасте ребенок:
- активно двигается: садится, ложится, встает, переступает через предметы;
- использует игрушки, подражая движениям взрослых;
- повторяет жесты за близкими: «ладушки», «пока», подает руку и убирает её.
Ребенок знает свое имя. Общается при помощи модулированного лепета– воспроизводит новые звуки, в речь становится богатой интонациями, в ней появляются логичные комбинации.
Формируются захваты:
- пинцетный – когда малыш берет предметы большим и указательным;
- щипковый – используется три пальца.
В 9-месячном возрасте малыш:
- стоит у опоры с поддержкой, пытается делать шаги;
- может отыскать по просьбе взрослого нужный предмет – знает, как они называются;
- сидит, самостоятельно играет с вещами;
- много ползает и пытается, не вставая, спускаться по лестнице;
- имитирует звуки животных.
10 месяцев – период, когда усовершенствуются алгоритмы двигательной активности. Это выражается в манипуляциях с игрушками: открывание-закрывание, переворачивание, ребенок рвет бумагу, бросает предметы и следит за ними. Малыш способен выполнить простые просьбы взрослого: «Подай игрушку», «Иди сюда» и так далее. Понимает социальные указания. Это относится и к запрету.
В 11-месячном возрасте он активно имитирует звуки животных, людей, техники. Далее, навыки совершенствуются еще больше. Ребенок:
- снимает кольца с пирамидки и надевает их;
- играет с кубиками;
- изучает простое взаимодействие предметов;
- произносит первые осмысленные слова, состоящие из однообразных слогов: мама, папа, баба;
- может самостоятельно использовать ложку, уверенно пьет из чашки.
В год ребенок при нормальном нервно-психологическом развитии:
- узнает себя и родных на фотографии;
- понимает, что закономерности, характерные для одних предметов, относятся и к другим;
- легко выполняет элементарные просьбы, поручения;
- ходит без опоры;
- узнает голоса близких;
- может произносить до 10 простых слов;
- проявляет радостные эмоции, если что-то получается, при неудачах плачет;
- может ходить на горшок.
Оценка нервно-психического развития детей на первом году жизни осуществляется исходя из перечисленных признаков и критериев.
Что касается физических параметров, то здесь всё очень быстро меняется.
Прибавка массы тела отражена в следующей таблице:
Возраст в месяцах | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
Прибавка в граммах | 600 | 800 | 800 | 750 | 700 | 650 | 600 | 550 | 400 | 450 | 400 | 350 |
Это средние показатели. Вес годовалого ребенка должен быть около 10,5 кг.
Длина тела малыша при рождении обычно – 50–52 см. В первые три месяца он должен прибавлять в росте до 3 см. С 4 по 6 – 2,5 см. С 7 по 9 – 1,5 см. В последние месяцы года – по 1 см.
К 1 году рост ребенка составляет около 77 см.
Если младенец был недоношенным, то стандарты другие.
Прибавка окружности головы происходит примерно на те же сантиметры: 2,5, 2, 1,5, 1 и 0,5 см в месяц. В год она увеличивается до 47 см.
Окружность груди, которая при рождении составляет около 37 см, растет каждый месяц первого года на 1,2–1,3 см. К году она доходит до показателя 48 см.
Нужно также учитывать, что у каждого человека собственная генетика. Некоторые малыши рождаются крупными, соответственно, обгоняют своих ровесников по физическим параметрам.
Второй год жизни
В это время ребенок продолжает активно познавать мир. Нормы нервно-психического развития изложены в таблице.
Возраст | Проявления |
---|---|
1 год и 3 месяца | Выполняет элементарные команды в процессе игры. Регулярно использует щипковый захват для манипулирования предметами. Произносит простые слова, состоящие из слогов. |
1 год и 6 месяцев | Запас ребенка достигает 30–40 слов. Иногда речь можно воспринимать как предложения. Может отбирать предметы, схожие по цвету, размеру. Начинает бегать. Координация движения улучшается. Умело играет в мяч, собирает башню из кубиков, рассматривает картинки. Повторяет действия за взрослыми. Например, читает, моет посуду, убирает квартиру. Психика находится на довольно высоком уровне развития. |
1 год и 9 месяцев | Отвечает на вопросы – понимает смысл отдельных действий и событий. Любит слушать сказки. У ребенка происходит замена упрощенных слов на полные. Начинает прыгать, пока еще неумело. Пытается обуваться, одеваться. Просит еду, воду и в туалет. |
2 года | Словарный запас составляет до 400 слов, но не все их ребенок произносит. Он делится на пассивный – «понимаю», и активный – «говорю». Малыш начинает задавать вопрос: «Что это?». Речь – основное средство общения со взрослыми. Воспроизводит логический ряд последовательных действий: купает куклу, вытирает её, баюкает и так далее. Может частично одеваться. |
Норму массы тела для детей до 2 лет рассчитывают по следующему принципу:
В 6-7 месяцев её принимают за 8,2 кг. На каждый месяц прибавляют по 400 г. То есть, в 2 года ребенок должен весить: 8200 + 18 * 400 = 8200 + 7200 = 13,4 кг.
Для определения длины тела после года используется формула: в 6 месяцев – 66 см. На каждый последующий прибавляют по 1,5 см. То есть, аналогично вычислению массы: 66 + 18*1,5 = 93 см.
За второй год жизни окружность головы ребенка увеличивается на 2 см. Активного роста уже нет.
В 2 года объем груди доходит до 50–52 см.
Также напоминаем, что изначально стоит отталкиваться от генетических особенностей.
Третий год жизни
В 2 года и 5 месяцев ребенок говорит предложениями, состоящими из трех слов. Он может сортировать предметы четырех цветов, например, красного, желтого, синего и зеленого. Малыш легко перешагивает через несколько препятствий, уверенно стоит на ногах, прыгает и бегает. В играх способен выполнять от 2 до 5 действий последовательно. Самостоятельно одевается, но не может завязывать шнурки, застегивать пуговицы, замки.
2,5 года – период детства, когда особенно важно, как ребенок развивается психически. Некоторые родители думают, что еще рано, но именно на этом этапе важно неспешно начинать заниматься обучением, выявлять отставания, оценивая успешность выполнения действий, проявления определенных навыков.
В 3 года словарный запас доходит до 1500 слов. Речь становится сложной: союзы, придаточные предложения, местоимения, наречия.
Ребенок свободно бегает и прыгает. В играх берет на себя роли, например, мамы или папы. Сам завязывает шнурки и застегивает пуговицы.
Необходимая масса тела для детей на третьем году жизни и до 12 лет рассчитывается следующим образом: в 5 лет должно быть 19 кг. На каждый недостающий год вычитают 2 кг. В 2 ребенку не хватает до 5 – 3 лет. Соответственно, нужно вычесть 6 кг. Получается, что норма массы тела – 13 кг. Примерно такой же результат расчетов получился в предыдущем блоке. Соответственно, в 3 года малыш должен весить около 15 кг.
Если мальчику или девочке больше 5 лет, то прибавляют 3 кг на каждый год.
Длина тела для детей от 2 до 12 лет рассчитывается так: в 8 лет - 130 см. Если возраст меньше, то вычитают по 7 см на каждый год. Если – больше – прибавляют по 5 см. То есть, длина тела 7-летнего ребенка должна быть 123 см, а 9-летнего – 135 см.
Далее в тексте не будем возвращаться к этому вопросу. Запомните формулы, касающиеся роста и веса. Врачи, помимо этого, руководствуются утвержденными таблицами.
На третий год жизни окружность головы увеличивается на 1 см. Обхват груди составляет 53 см.
В 1-3 года, как и 2-3, идет активное нервно-психическое и физическое развитие ребенка. Дальше – процесс замедляется и поворачивает в несколько ином направлении.
Дошкольники
В эту категорию включают как детей младшего возраста – 3-4 года, среднего – 4-5, так и старшего – 5-6 лет.
Игровая деятельность преобладает. Она способствует формированию определенных навыков, интеллекта, ребенок разрабатывает то, что приобрел ранее, оттачивает результативность.
Речь усложняется. Появляются собственные суждения, ассоциативное мышление. Дошкольник быстро запоминает слова, начинает писать, задает много вопросов. К 6–7 годам уже готов к школе, но над взаимодействием с другими членами коллектива еще нужно работать.
Школьники
Возрастная группа от 7 до 14 лет. Иногда выделяют категорию иначе: 7–11 лет, 8–10.
Идет дальнейшее формирование высших психических функций и эмоциональных реакций. Влияние, как и раньше, оказывает окружение, но не только семья, а еще и школьный коллектив.
Формируется социальная адаптация. Складывается целостная личность. Появляется критическое мышление. Совершенствуется анализаторская деятельность головного мозга.
В этот период физическое развитие опережает нервно-психическое – количественное преобладает над качественным. Ребенок может сильно вырасти, набрать массу тела, но не станет умнее или сообразительнее.
Методы оценки показателей в разные периоды детского возраста
Поскольку в разном возрасте развитие имеет свои особенности, критерии оценки отличаются. Общая схема обследования выглядит так:
- Настроение.
- Двигательная активность.
- Сон и аппетит.
- Интерес к игрушкам.
- Контакт со взрослыми.
- Степень оформленности статических и моторных функций, эмоций.
- Развитие речи и запас слов.
- Сложность игр.
Физические и нервно-психологические параметры нужно рассматривать отдельно. Остановимся подробнее на этих вопросах.
Оценка физических показателей
Выше в статье шла речь о коридорах центильных таблиц, которые используют для оценки физических показателей. Они суммируются, в итоге специалист дает заключение:
- о микросоматическом типе – развитие ниже среднего;
- о мезосоматическом типе – среднее;
- о макросоматическом типе – выше среднего.
Гармоничность развития определяется, как разность между номерами максимальных и минимальных значений двух из трех коридоров.
Отдельно проводится оценка окружности головы.
Пример заключения:
Мальчик, 12 месяцев.
Длина тела – 88 см (коридор 7).
Масса тела – 16 кг (коридор 7).
Окружность груди – 56 см (коридор 7).
Сумма: 21.
Разность: 0.
Заключение: гиперсоматический тип, развитие гармоничное.
Оценка нервно-психологических показателей
Она производится в определенные возрастные периоды, которые называются эпикризными сроками. В первый год жизни контроль происходит ежемесячно. Далее, темпы нервно-психологического развития замедляются, поэтому оценка осуществляется реже. На втором году жизни – ежеквартально.
Далее – раз в полгода и в 12 месяцев.
По итогам ребенка включают в одну из четырех групп:
- НПР соответствует возрасту или опережает его;
- есть начальные отклонения;
- выраженные проблемы;
- тяжелые.
Оценкой НПР занимается нейропсихолог. Приходите в клинику La Salute, чтобы узнать, как развивается ваш ребенок. У нас лучшие специалисты, эффективные методы исследований, понятная презентация результата.
Факторы, влияющие на физическое и нервно-психологическое развитие
НПР детей формирует многое. Начинается всё тогда, когда ребенок находится в утробе матери. Речь о перенесенных женщиной в процессе беременности заболеваниях, от генетических предрасположенностей.
Далее, младенец появляется на свет. Есть риск, что перенесенные им заболевания и полученные травмы негативно скажутся на психофизиологическом развитии.
Свою роль играют окружение, среда. НПР зависит от того, занимаются ли с ребенком, помогают ли ему совершенствовать полученные навыки, формировать новые.
При определении нервно-психологического развития специалист всегда выясняет, каковы условия проживания несовершеннолетнего, чем он занимается, с кем общается.
Проявления, свидетельствующие об отклонениях и проблемах
Что касается физического здоровья, то учитывают все перечисленные выше параметры: массу, длину, окружность грудной клетки. Если показатели не соответствуют нормам, то это основание считать, что отклонения есть.
Обязательно принимаются во внимание размеры головы. Они сопоставляются с общей длиной тела.
Например, у двухлетнего ребенка пропорция должна быть 1 к 5. У 12-летнего – 1 к 7.
Увеличенный череп во многих случаях свидетельствует об отклонениях.
О проблемах может говорить мимика, которая выражена слабо, показывает безразличие. У детей-невропатов отмечается быстрое изменение гримас. «Лицевой синдром» характерен для болезней Дауна, Грегга, Крузона и других.
К астеническим проявлениям относят:
- быструю утомляемость;
- раздражительность;
- нарушения сна.
Обращают внимание на патологические привычки — малыш грызет ногти, постоянно облизывает губы, посасывает рукава одежды, теребит себя за волосы.
Об отставании в развитии свидетельствуют речевые нарушения, небольшой словарный запас, невозможность в разных возрастах составлять слова из слогов и предложения.
Вегетативная лабильность – это указание на проблему. Она выражается в следующем:
- непереносимость жары и холода;
- покраснение кожи лица;
- повышенная потливость и другие.
Вегетативная дисфункция тоже говорит о нарушениях. Она проявляется в виде неврозоподобных и невротических расстройств.
О патологии развития также свидетельствуют:
- логоневроз;
- энурез;
- тики;
- моторная навязчивость.
По результатам исследований, общения с ребенком врач может поставить такие диагнозы, как: задержка речевого и психического развития, синдром дефицита внимания и гиперактивности, умственная отсталость.
Для выявления проблем с НПР важны все проявления, настораживающие родителя. Специалист собирает подробную информацию о ребенке, наблюдает за ним, затем – сопоставляет полученные данные, определяется с диагнозом и методами лечения.
Что делать, если есть отклонения в развитии
Не рекомендуем родителям ставить диагноз в домашних условиях и решать, каким образом устранять проблемы. Если вы заподозрили у вашего ребенка отклонения – запишитесь на прием к нейропсихологу. Специалист проведет оценку нервно-психологического и физического развития, сделает заключение и подберет комплекс мер, чтобы ребенок сравнялся по уровню со своими сверстниками.
Записывайтесь на прием к специалисту в клинику La Salute. Мы точно знаем, как помочь вашему малышу полноценно адаптироваться в обществе.
Комплексные программы
Задайте вопрос специалистам
Клиники La Salute
Если Вас беспокоит состояние здоровья, и Вы не уверены стоит ли обращаться
в клинику или не знаете к какому врачу записаться - напишите нам!
Специалисты клиники ответят Вам на телефон, указанный при заполнении
формы-заявки.