Расстройства внимания: виды, классификация, способы коррекции нарушений у детей
Нарушение концентрации внимания встречается у детей в возрасте от 4 до 7 лет и, как правило, сопровождается гиперактивностью. Такое состояние называют СДВГ – синдром дефицита внимания и гиперактивности. По статистике мальчики страдают расстройством в 9 раз чаще, чем девочки.
Нередко родители склонны списывать патологическое проявление на особенности характера. Но это неправильно. Ведь расстройство внимания может сформироваться по разным причинам, в том числе, из-за развития психических патологий, последствий травм.
При малейших подозрениях необходимо обратиться к специалисту за консультацией. В подавляющем большинстве родители приводят детей, когда симптомы уже закрепились и прогрессируют. Синдром расстройства внимания в 80% случаев остается и в подростковом возрасте, если ребенок не получал медицинскую помощь. Нельзя преуменьшать значимость проблемы. Ниже подробно рассмотрим, типы расстройства, классификацию, методы коррекции нарушений у детей.
Ведущие специалисты:
Что такое расстройство внимания
Внимание является когнитивной функцией психики. Это направленность и сосредоточенность деятельности на каком-либо объекте в конкретный период.
Расстройство внимания – это нарушение, которое выражается в неспособности в течение определенного отрезка времени сохранять концентрацию на каком-либо образе, предмете, событии. Такое проявление характерно при органических поражениях головного мозга, атрофических и нейроэндокринных процессов, стрессовых ситуаций.
Входит в структуру клинической картины различных психических и неврологических расстройств:
- эпилепсия;
- депрессии;
- невроз;
- паническое расстройство;
- синдром дефицита внимания и гиперактивности;
- олигофрения и др.
Причины нарушения внимания у детей
Предпосылки делят на 3 группы:
- Психологический фактор. Проблема может появиться из-за воздействия психотравмирующих ситуаций. Длительное эмоциональное напряжение, негативная обстановка в семье, частые скандалы, грубое обращение с ребенком вызывают угнетение когнитивных функций.
- Соматические болезни. Патологии внутренних органов, инфекции, интоксикация способствуют астенизации организма. Для этого состояния характерна повышенная утомляемость, снижение памяти и работоспособности.
- Органическое поражение головного мозга у детей. На формирование и развитие синдрома дефицита внимания и гиперактивности могут влиять патологические процессы во внутриутробном периоде: гипоксия плода, слишком юный – ранее 20 лет или поздний возраст матери – старше 40 лет, недоношенная или переношенная беременность, вредные привычки во время вынашивания малыша, прием некоторых лекарственных препаратов, тяжелые инфекционные заболевания в пренатальном периоде.
Классификация нарушений внимания
Расстройство может иметь преобладающие признаки, по которым его делят на виды:
- Снижение устойчивости. Состояние проявляется отвлекаемостью, лабильностью. Характеризуется непроизвольным переключением на посторонние раздражители.
- Повышение истощаемости. Вследствие чрезмерной утомляемости происходит ухудшение всех основных параметров при психической нагрузке. Ослабляется активное и пассивное внимание.
- Сужение объема. Отмечается высокая сосредоточенность на одном объекте с полным игнорированием других. Например, сверхценные идеи, психотравмирующие переживания.
- Снижение концентрации. Ослабление или утрата способности сосредотачиваться на определенных вещах или явлениях.
- Повышение инертности. Нарушение возможности переключать фокус внимания с конкретного объекта или выполняемого действия. Такое состояние характерно для органического поражения головного мозга.
Симптомы расстройства
Расстройство внимания у детей часто идет в паре с гиперактивностью. Медики ребятам ставят диагноз – СДВГ. Также в медкарте ребенка психиатр может написать: гиперкинетическое расстройство или гипердинамический синдром.
СДВГ является психическим расстройством, обусловленным неврологическими проблемами. Формируется в раннем возрасте. Проявления могут выражаться в неспособности контролировать свои действия, сидеть на одном месте.
Ребята:
- чрезмерно активны, их невозможно увлечь игрой;
- постоянно находятся в движении;
- разбрасывают вещи, балуются, проявляют рассеянность, расторможенность;
- капризничают, могут быть агрессивными и нетерпимыми к неудачам.
Дети, которые страдают дефицитом внимания и гиперактивностью, в младенчестве имеют повышенный тонус мышц. Они плохо засыпают, их сон можно охарактеризовать как прерывистый, с частыми пробуждениями. Наблюдается повышенная чувствительность к внешним раздражителям, посторонним шумам, резким звукам, непривычной обстановке.
Для детей с диагнозом СДВГ характерна импульсивность, навязчивость, они не умеют подчиняться правилам. Например, во время занятия способны без спроса встать и пойти делать то, что им интересно – посмотреть, что там за окном или взять пенал сверстника и начать его рассматривать. Могут перебивать учителя.
Такие особенности мешают адаптироваться в коллективе и социуме, также вызывают трудности в учебе. При этом интеллект у ребят с диагнозом СДВГ не нарушен. Дети отличаются забывчивостью, имеют трудности с восприятием информации, им сложно сосредоточиться. У школьников с признаками расстройства часто отмечается дисграфия, дислексия, дискалькулия. Нередко руководство образовательного учреждения «просит» родителей забрать ребенка. В тяжелых случаях они вынуждены обучаться в коррекционных классах/школах или на дому.
Во взрослом возрасте человек может жаловаться, что ему сложно выполнять ежедневные обязанности: готовить еду, убирать квартиру, раскладывать вещи по местам. Им характерна повышенная забывчивость, рассеянность. Такие люди плохо контролируют свой бюджет, подвержены необдуманным тратам. У них отмечается высокая импульсивность. На работе не могут сосредоточиться, выполнить отчет, анализировать информацию.
Если расстройство внимания вызвано соматическими проблемами, неврологическими дисфункциями, у больных могут наблюдаться такие признаки:
- появление усталости даже после непродолжительного напряжения внимания и памяти;
- быстрая потеря интереса к занятиям;
- сонливость;
- тяжесть в голове;
- неусидчивость.
При органических патологиях мозга у детей проявляется неспособность одновременно концентрироваться на нескольких объектах, темах. Больные не могут запомнить важные условия, учитывать меняющиеся обстоятельства. При поражениях мозга пассивное внимание главенствует над активным. Они постоянно отвлекаются, неспособны отмечать очевидные вещи, отвечают на вопросы невпопад.
При нарушении внимания, связанном с эпилепсией, больные:
- неспособны быстро переключаться с одного объекта на другой;
- подробно описывают конкретную тему, как бы «застревают» в ней;
- с трудом меняют задачи, цели;
- часто повторяют одни и те же фразы, действия.
Если у ребенка развивается шизофрения, ипохондрия, депрессия, он концентрируется на конкретной стороне жизни, игнорируя другие. Часто такие дети как бы находятся «в скорлупе», теряют интерес к обычным бытовым моментам, проявляют боязливость, сосредотачиваются на второстепенных предметах. Пример: внимательно рассматривают рисунки на стенах вместо ответа на приветствие.
Диагностика
Диагностировать расстройство может только врач-психиатр. Специалист собирает информацию о ребенке, выслушивает жалобы, изучает анамнез. Проводит беседы непосредственно с родителями, заполняет с ними анкеты и опросные листы. Такие методы позволяют определить наличие психологических проблем в семье, которые могут негативно влиять на эмоциональный фон ребенка и способствовать формированию расстройства внимания.
Собирается анамнез и оценивается психическое состояние не только родителей, но и других членов семьи. Некоторые специалисты полагают, что нарушение внимания может быть обусловлено генетической предрасположенностью.
Также в диагностике активно используются патопсихологические пробы. Ребенок выполняет тесты, по результатам которых специалист определяет нарушение.
Рассмотрим наиболее распространенные методики:
- Корректурная проба. Помогает выявить концентрацию и устойчивость внимания. Также учитывается, в каком темпе ребенок выполнил задание, количество и характер ошибок.
- Счет по Крепелину. Оценивается работоспособность, степень переключаемости внимания. По результатам можно определить инертность, истощаемость.
- Таблицы Шульте. Ребенок должен найти числа. Задание выявляет степень подвижности внимания, утомляемость, сосредоточенность. Также учитывается, с какой скоростью и насколько правильно был выполнен тест.
- Красно-черные таблицы. Методика позволяет оценить переключаемость.
Рекомендуется также провести нейропсихологическое обследование, которое поможет выявить уровень интеллектуального развития, распознать сопутствующие нарушения школьных навыков – счет, письмо, чтение.
В медицинском центре La Salute Антонова Стелла Леонидовна и Тищенко Татьяна Дмитриевна проводят нейропсихологическую диагностику и последующую коррекцию у ребят с признаками дефицита внимания и гиперактивности. Специалисты работают с детьми от 3 до 12 лет. Мозг ребенка обладает пластичностью, поэтому патологические проявления достаточно успешно можно устранить.
Врач длительное время наблюдает за поведением ребенка.
Окончательный диагноз подтверждается при наличии следующих условий:
- Симптоматика стабильная и сохраняться не менее 6 месяцев.
- Все проявления возникли в раннем возрасте и четко выражены до 7 лет.
- Поведение ребенка не зависит от сферы его деятельности – садик, кружок, школа, мероприятия, прогулки.
- Другие психические патологии исключены. Допускается только наличие аутистического спектра в сочетании с синдромом дефицита внимания.
На этапе сбора анамнеза доктор может порекомендовать пройти полное медицинское обследование, чтобы исключить другие соматические расстройства.
Нехватка внимания, нарушения поведения могут быть обусловлены различными заболеваниями – анемия, повышенный тонус щитовидной железы, эпилепсия, сенсорные расстройства.
Как корректируют нарушения
Коррекция расстройства внимания должна быть комплексной, при участии ряда специалистов – детского психиатра, невролога, логопеда, дефектолога, нейропсихолога.
По результатам обследования психиатр или невролог может назначить медикаментозное лечение, психокоррекцию и физиотерапию.
- Препараты. В отдельных случаях детям требуется лекарственная терапия. Назначают ноотропы, которые улучшают обменные процессы в головном мозге.
- Психокоррекция/нейрокоррекция. Психотерапевтические методы лечения показаны детям с расстройством внимания. Психологи используют когнитивно-поведенческую терапию, арт-терапию. С нейропсихологом ребята выполняют двигательные и умственные упражнения в игровой форме, которые помогают тренировать базовые психические процессы.
- Физиотерапия. Невролог назначает физиопроцедуры исходя из анамнеза пациента. Это может быть электрофорез, магнитотерапия, фотохромотерапия.
Следует знать, что один лишь недостаток внимания или чрезмерная активность, эмоциональность не является расстройством. Поэтому очень важно дифференцировать патологию от особенностей характера.
Нужно обязательно показать ребенка специалисту, если у дошкольника/школьника отмечаются следующие проявления:
- не понимает элементарные формулировки заданий;
- испытывает трудности с чтением, письмом, счетом;
- плохо запоминает информацию;
- медлителен или гиперактивен;
- не реагирует на замечания и предупреждения;
- часто отвлекается;
- не выполняет до конца задание;
- проявляет вспыльчивость и агрессию;
- быстро устает.
В клинике La Salute под руководством ведущего детского специалиста нейропсихологического отделения Антоновой Стеллы Леонидовны проводят диагностику и последующую коррекцию детей с расстройством внимания. Лечение поможет устранить или сгладить проявления, облегчит процесс обучения и коммуникации со сверстниками и взрослыми. При малейших сомнениях нелишним будет также показать ребенка специалисту. Своевременная профилактика поможет избежать проблем в будущем.
Комплексные программы
Задайте вопрос специалистам
Клиники La Salute
Если Вас беспокоит состояние здоровья, и Вы не уверены стоит ли обращаться
в клинику или не знаете к какому врачу записаться - напишите нам!
Специалисты клиники ответят Вам на телефон, указанный при заполнении
формы-заявки.