Клиника La Salute метро Таганская
+7 (499) 150-22-22
Пн-Вс: 8:00-20:30

Нейропсихологические занятия с детьми: упражнения, игры, зарядка для коррекции нарушений от 1 до 12 лет

Если у ребенка есть проблемы в развитии: гиперактивность, синдром дефицита внимания (СДВГ), задержка речевого или психического развития (ЗПР, ЗРР), то нужно применять специальную коррекцию. Это один из самых эффективных и безопасных методов устранения перечисленных нарушений. Нейропсихологические занятия с детьми – это не панацея, но результат есть, и он весомый.

В статье рассмотрим, какие упражнения можно использовать, кто должен работать с дошкольниками, школьниками, подростками, есть ли противопоказания, какие существуют ограничения.

Нейропсихологические занятия с детьми: упражнения, игры, зарядка для коррекции нарушений от 1 до 12 лет

Ведущие специалисты:

Антонова Стелла Леонидовна

Нейропсихолог
Клинический психолог
Семейный психолог
Опыт более 30 лет

Козлова Ольга Владимировна

Логопед-педагог
Опыт более 40 лет

Что такое нейропсихологическая коррекция

Нейропсихологическая коррекция – это исправление, изменение, приведение в норму процессов и функций, связанных с работой головного мозга: восприятия, внимания, пространственной ориентации, эмоционального реагирования, речи, памяти, моторики.

Все это определяет, насколько ребенок будет успешно учиться, взаимодействовать со сверстниками. В целом – как хорошо он сможет существовать в обществе. Речь идет о детях разного возраста. Например, 4-5-летние малыши в дошкольных образовательных учреждениях, если имеют какие-то нарушения, не могут нормально играть в коллективе, общаться с другими ребятами и взрослыми. Когда мальчик или девочка уже достигли школьного возраста, то им сложно дается учеба: чтение, счет и всё остальное. Проблемы могут быть и у подростков.

Родителям обязательно нужно обратиться к нейропсихологу, получить практическую помощь, если замечены такие негативные проявления:

  1. У ребенка проблемы с памятью. Он не может «зафиксировать» простые вещи.
  2. Сниженная работоспособность малыша или подростка.
  3. Дислексия, неспособность решать элементарные задачи, считать по порядку.
  4. Нарушения речи.
  5. Нарушения в сферах: моторики, сна, питания, координации.
  6. Гиперактивность или заметная заторможенность.
  7. Отсутствие контакта с родителями, слабое выражение эмоций.
  8. Импульсивность, неспособность ребенка к самоконтролю, усидчивости в процессе обучения, например, в начальной школе.

В домашних условиях нельзя поставить точный диагноз. Необходимо комплексное обследование, которое проводят специалисты. Родители могут лишь подозревать, что у ребенка есть нарушения психики или даже умственная отсталость. Но паниковать раньше времени не стоит. Если есть подозрения, что мальчик или девочка отклоняются в своем развитии от нормы, то нужно, чтобы это подтвердил врач.

Когда в детском мозге действительно что-то происходит не так, применяют комплекс мер по устранению нарушений, в том числе нейропсихологическую коррекцию. Метод особенно действенный, если выявлены следующие проблемы:

  • задержка речевого развития (ЗРР);
  • проблемы с психическим развитием (ЗПР) – этот недостаток может сочетаться с предыдущим;
  • синдром гиперактивности и дефицита внимания;
  • аутизм;
  • расстройства эмоционального и умственного характера;
  • недоразвитость мозга;
  • рассеянный склероз– может развиваться с 15 лет.

Нейропсихологические упражнения и игры– это то, что подходит для ребят разного возраста. И 3 лет, и 6, и 10.

Для каждого программа разрабатывается индивидуально, нейропсихолог формирует комплекс, который последовательно активирует нужные зоны мозга. В основе – методы тактильно-кинестетической корреляции.

Нейропсихологические упражнения:

  • развивают мозолистое тело мозга;
  • повышают стрессоустойчивость;
  • синхронизируют работу двух полушарий;
  • улучшают мыслительную деятельность;
  • укрепляют память;
  • делают ребенка более внимательным.

Занятия с нейропсихологом подходят для детей, у которых есть перечисленные выше проблемы, но их можно организовывать и для тех, у кого со здоровьем всё в порядке.

Показания к занятиям в зависимости от возраста

С 2-3 лет диагностируют задержку в развитии речи. С ребенком нужно работать над запоминанием новых слов, пополнением их запаса. Уделяют внимание развитию речевого аппарата. Необходимо работать над мелкой моторикой, потому что она напрямую связана с речью.

В 3-4 года, когда детей зачисляют в младшую группу дошкольного учреждения, малышам нужно учиться играть вместе, познавать мир.

В 5–7 лет дети должны осваивать первые навыки письма, знакомиться с книгами, рассматривать картинки и пробовать читать, учить стихи.

7–10 лет – возраст, когда у ребенка могут начаться проблемы с обучением. Если школьник не осваивает рабочую программу, не способен высидеть урок, коммуницировать со сверстниками, плохо пишет в тетради – это всё тревожные моменты. Возможно, нужны решения из области нейропсихологии. Решение принимается после консультации со специалистом.

Основные виды упражнений

Методики используют в комплексе. В каком порядке, как и когда заниматься, решает специалист. Выделяют пять групп:

  • дыхательные;
  • глазодвигательные;
  • направленные на то, чтобы развивать познавательные навыки;
  • двигательные и растяжки;
  • артикуляционные.

Используются они с учетом возраста и имеющихся проблем. В отношении детей с ОВЗ, в частности, применяется абилитация.

Дыхательные упражнения

Направлены на то, чтобы ткани ребенка насыщались кислородом в достаточном количестве. Дыхательная гимнастика имеет также целью выровнять мышечный тонус и снизить эмоциональную возбудимость.

Казалось бы, ничего особенного. Но ткани и органы лучше работают, потому что в нужных объемах получают кислород, успокаивается центральная нервная система. В результате несовершеннолетний становится более усидчивым, не переживает.

Глазодвигательные занятия

Своеобразная зарядка. Она помогает расширить зрительное восприятие, избавляет от синкинезии – это рефлекторные движения глаз, возникающие при сокращении мышц какой-либо части тела, конечности.

Двигательные упражнения и растяжки

Если говорить просто, то они помогают ребенку лучше подружиться со своим телом, научиться хорошо управлять им, располагать в пространстве так, как хочется или нужно. Можно использовать на тренировках определенные тренажеры – с учетом личности несовершеннолетнего, его особенностей.

Совершенствование познавательных навыков

Это упражнения на внимание, память, логику и концентрацию. Ребенок учится мыслить, работать долго, не отвлекаясь и т.д.

Артикуляционные приемы

В первую очередь, этот блок направлен на улучшение произношения слов и предложений. Работа ведется с детьми, у которых выявили ЗРР и другие проблемы с речью.

Примеры упражнений и игр для разного возраста

Нейропсихологические упражнения разрабатываются для различных возрастных групп. При выборе одного из них лучше консультироваться со специалистом, поскольку в зависимости от тяжести проблемы могут понадобиться особые приемы, подходы к выполнению.

Первые 12 месяцев жизни

Ребенок еще мал, чтобы с ним серьезно заниматься. На первом году жизни ему важно слышать речь родителей, тактильно изучать мир. Самые полезные вещи: массаж и плаванье.

От года до двух лет

Упражнения по нейропсихологии для детей такого возраста просты и набор их очень скромный. Нужно читать малышу стихи и сказки. Желательно, чтобы «репертуар» был ограниченным. Повторения полезнее, чем многообразие. Можно играть в кубики, работать с небольшими предметами, чтобы активировалась мелкая моторика – исключительно под присмотром взрослых. Главное – заниматься. Простые развлечения способствуют функциональному развитию.

Для 3-4 лет

Возраст, когда ребенок уже умеет говорить, вероятно, ходит в детский сад, у него есть довольно устойчивые представления о мире. И тут игры более разнообразные:

  1. «Змейка». Расставьте несколько стульев в шахматном порядке. Задача ребенка – аккуратно проползти между стульями на животе и на спине.
  2. «Хлопки». На один хлопок малыш начинает двигаться. На другой – останавливается и замирает. В конце игры посчитайте до 10. После этого ребенок должен тихонечко присесть, успокоиться.
  3. «Замри-отомри». Включите веселую музыку. Ребенок может под неё двигаться, танцевать. По команде «Замри!», малыш останавливается. «Отомри!» – начинает опять двигаться.
  4. «Канатоходец». Положите на полу веревку. Пациент должен по ней шагать, плотно прижимая стопы к полу. Нужно представить, будто веревка не лежит на земле, а натянута в воздухе.

Переходим к дыхательным упражнениям:

  1. «Нюхаем цветок». Положите перед ребенком игрушку в виде растения. Можно вырезать цветок из бумаги. А можно взять и настоящий, если нет аллергии и других противопоказаний. Далее, ребенок носом глубоко втягивает воздух. Рот закрыт. Выдыхать малыш должен ртом. Так же сильно. Упражнение повторите 5 раз.
  2. «Свечка». Можно взять настоящую свечу или муляж, если нет желания или возможности работать с огнем. Ребенок вдыхает через нос и сильно выдыхает через почти закрытый рот. Постепенно пламя необходимо отдалять от малыша, объяснив ему, что дуть с каждым разом нужно сильнее.

Для 4–5 лет

«Река и берег». На полу положите веревку. Она будет границей между рекой и берегом. По команде «Река!» малыш должен «нырнуть». По команде «Берег!» – «выбраться на сушу».

Сначала команды чередуются последовательно. Затем, можно менять порядок. Например, несколько раз сказать: «Река!». Ребенок должен оставаться «в воде».

Есть более сложный вариант игры: взрослый не только говорит, но и показывает, что нужно делать. Причем, сказав: «Река!», взрослый может остаться «на берегу». Малыш должен слушать и реагировать на то, что произносят, а не повторять движения.

Если есть проблемы с этим упражнением, то можно предложить мальчику или девочке сначала проговаривать свои действия, мысленно определять, что нужно совершить, а потом уже «прыгать в воду» или «выбираться на берег». Это поможет успокоиться, сосредоточиться и выполнить всё правильно.

«Теннис без ракеток». На пустую ровную поверхность стола положите легкий шарик – как для пинг-понга. Задача каждого из двух игроков – задуть спортивный снаряд на сторону соперника. Идеально – чтобы шарик упал со стола. Условие: не касаться мячика руками, носом, ушами и всем остальным. Отличная тренировка для легких.

Для 5–7 лет

«Мама ничего не знает». Делают карточки как фанты, на которых написаны задания. Мама тянет листок, на нем – простое упражнение. Но она не знает, как его выполнять. Например: «Сделай бутерброд». Ребенок должен давать четкие инструкции:

  • взять хлеб;
  • нарезать его;
  • взять из холодильника соус и так далее.

Задания стоит придумывать любые, но такие, чтобы ребенок в 5–7 лет мог их детально описать. Можно привлечь к игре еще и папу – чтобы он помогал сыну или дочери, если малыш запутался.

Существует вариант этой игры с рисованием. Ребенок изображает на листе какие-то простые фигуры, затем – рассказывает маме, что ей нужно сделать, чтобы получилось то же самое.

Дыхательное упражнение «Ветерок»: ребенок набирает в рот воздуха. Далее, он должен изобразить с его помощью шум ветра, свист птицы или воинственный клич аборигена. То есть нужно каким-то образом прикладывать палец или целую ладонь к губам. Как именно – это он сам должен понять. Вначале могут подсказывать взрослые.

Для 7–10 лет

Следующие упражнения можно делать и в 6 лет, и в 9, и в 7, 8, 10.

«Угадай». Возьмите 30–40 карточек. Например, с изображениями животных. Взрослый выбирает карточку. Ребенок должен узнать, какую именно. Для этого школьник может задавать вопросы. Но только такие, на которые можно ответить односложно. То есть, «да» или «нет».

У ребенка 20 попыток. Перебирать карточки по очереди нельзя.

Есть вариант сложнее: карточки не используются. Взрослые загадывает любой предмет из конкретной категории. Например: птицы. Ребенок задает вопросы, получает на них ответы и, учитывая признаки загаданного, предполагает, что именно это было.

Занятия для подростков

«Кулак-ребро-ладонь». Можно выполнять упражнение за столом. Утром, днем и вечером. Оно простое, но положительно влияет на укрепление межполушарных связей. Нужно по очереди менять положение руки – сжать в кулак, поставить ребром на стол, затем положить ладонь.

«Гравитационный планер». Пациент садится и скрещивает ноги в лодыжках. Наклоняясь вперед, опускает руки вниз с одновременным выдохом. На вдохе поднимается, принимает исходное положение.

«Сова». Крепко взяться правой рукой за левое плечо, повернуть голову назад, глубоко вдохнуть, повторить то же самое с другим плечом, развернуть плечи, опустить подбородок на грудь, глубоко вдохнуть. Это упражнение помогает расслабиться, если подросток долго сидит.

Комплексные программы

Универсальный комплекс для детей любого возраста

«Следи за предметом». Взрослый водит перед глазами ребенка игрушкой или любым предметом. Малыш должен следить глазами за вещью.

«Реакция на звук». Играющие договариваются, что на определенный звук ребенок должен показать какой-то знак. Например, выставить большой палец на руке. Малыш закрывает глаза. Взрослый издает звуки.

«Вдохи, выдохи». Ребенок принимает положение лежа на спине. На счет он должен делать вдохи и выдохи. Сначала – на ровный. Например: на 3 вдох, на 3 выдох. Далее, можно менять договоренности. Скажем: на 3 вдох, на 5 выдох.

Это примеры упражнений. Их существует множество. Можно найти видео с демонстрацией, посмотреть его онлайн бесплатно, изучить пособия. Полные практические занятия со знанием дела проводит нейропсихолог клиники La Salute.

Кто может заниматься с ребенком

Как должно быть понятно, большинство упражнений легко сделать в домашних условиях. Но нужно обратиться к специалисту хотя бы за консультацией. Нейропсихолог оценит состояние ребенка, подскажет, какие упражнения будут наиболее полезными, назовет противопоказания.

Бывает, что ситуация настолько сложная, что родителям тяжело организовать занятия самостоятельно. Например, если есть аутизм, умственная отсталость. Поэтому дома заниматься можно, но не всегда, и только после консультации со специалистом.

Когда ждать результатов

Все индивидуально. Одним требуется месяц, другим – полгода и больше. Малыши 3-4 лет после упражнений начинают хорошо говорить, получают навыки взаимодействия с окружающим миром. Школьники становятся усидчивыми, показывают успехи в учебе, лучше воспринимают информацию. Подростки становятся более уравновешенными, контактными.

Есть ли противопоказания к занятиям

Вскользь упоминалось, что они существуют. Список небольшой. Это редкие исключения из правил. Речь о следующем:

  • эпилепсия;
  • генетические заболевания;
  • психические расстройства.

Есть категории детей, которым можно заниматься нейропсихологическими упражнениями, но с особой осторожностью. Это пациенты, у которых:

  • дисплазия соединительной ткани;
  • проблемы с сердцем;
  • астма.

То есть в большинстве случаев нейропсихологические упражнения и игры для детей несут лишь пользу.

Отзывы родителей после проведения уроков

Марианна:

Всё замечательно. Заметен результат. Мой сын стал лучше учиться. Педагоги не жалуются на поведение. Ребенок стал собранным.

Юлия:

Это всё дает результат. Решили не откладывать дело в долгий ящик, обратились к нейропсихологу, когда ребенку было 2,5 года. И он начал лучше взаимодействовать с миром. Стал говорить много слов и предложений. Не капризничает.

Ольга:

У нас была довольно запущенная ситуация. К сожалению, никто не подсказал, что можно обратиться к нейропсихологу и всё решить. Но лучше поздно, чем никогда.

 

Как нейропсихологические упражнения и игры помогают детям

Метод позволяет ребенку исправить проблемы, связанные с нарушениями развития мозга. Дети после игр и упражнений лучше мыслят, быстрее познают мир, хорошо учатся. Приходите в клинику La Salute на консультацию. Наш нейропсихолог индивидуально подойдет к проблеме, выявит слабые стороны ребенка, поможет устранить недостатки в развитии. Оказываем поддержку даже в сложных ситуациях.

Страховые партнеры


Запись на прием

Врач: Нейропсихологические занятия с детьми: упражнения, игры, зарядка для коррекции нарушений от 1 до 12 лет

Стоимость приема: руб.

Дата:

Время: