Клиника La Salute метро Таганская
+7 (499) 150-22-22
Пн-Вс: 8:00-20:30

Тест Векслера детский: результаты, интерпретация результатов, соотношение показателей и интеллектуальной нормы

Классические тесты на IQ используются в рамках клинико-психологического обследования детей, рожденных с различными расстройствами здоровья. Они необходимы для разных целей:

  • постановки точного диагноза;
  • отграничения педагогической запущенности от реальных заболеваний;
  • определения интеллектуального уровня ребенка, его способностей, потенциала.

Одним из таких методов тестирования является разработка американского психиатра Дэвида Векслера – Wechsler Intelligence Scale for Children (WISC). Русский вариант был адаптирован в 1992 году и используется по сегодняшний день.

Интерпретация результатов детского теста Векслера (ТВД) позволяет вычислить общий показатель вербального и невербального интеллекта ребенка, сделать выводы о наличии либо отсутствии задержек в развитии.

Тест Векслера детский: результаты, интерпретация результатов, соотношение показателей и интеллектуальной нормы

Нейропсихолог
Клинический психолог
Семейный психолог

Стаж работы: более 30 лет

Стоимость приема: 6 000 руб.

Антонова Стелла Леонидовна имеет опыт преподавания в ВУЗе различных направлений психологии. Автор нейропсихологической коррекционно-развивающей программы для детей начальной школы «Движение тела – движение мысли», а также множества статей и публикаций в научно-популярных сборниках. Автор и ведущая программы для специалистов и родителей «Нейропсихологический подход к проблеме эмоциональных нарушений у детей и подростков». Эксперт Центра изучения и сетевого мониторинга молодёжной среды.

Online запись к врачу

  • 30
    сентября
    Пятница
  • 01
    октября
    Суббота
  • 03
    октября
    Понедельник
  • 04
    октября
    Вторник
  • 07
    октября
    Пятница
  • 08
    октября
    Суббота
  • 10
    октября
    Понедельник
Выберите доступное время:
form_star

Запись в лист ожидания

Если подходящий день и время уже заняты, оставьте свои контакты. Мы внесем Вас в лист ожидания и сообщим если нужная запись станет доступной.

Как интерпретируют результаты

Диагностика занимает от 60 до 100 минут и состоит из 11 или 12 субтестов, ориентированных на различные возрастные группы 4-5, 5–16 лет. Оценка проводится по 160-балльной шкале исключительно специалистом. Регистрационный лист теста имеет две стороны. На титульной отражены количественные результаты, на обратной – диаграмма профиля.

Определение оценки по субтестам и возрастной группы

Итоги каждого тестирования заносятся в специальные таблицы, а оценки переводятся в шкальные. Баллы исходных и шкальных показателей не идентичны. «Сырая» оценка за каждый субтест обычно ниже на 1–3 значения.

Возрастной шаг – 3-4 месяца. К примеру, если ребенку на момент исследования исполнилось полных 7 лет и 4 месяца, то результаты должны быть отнесены к восьмой таблице, что соответствует группе от 7 лет и 3 до 7 лет и 7 месяцев.

Построение профиля шкальных оценок

Диаграмма выстраивается на обратной стороне регистрационного листа. Его образец можно найти в сети. По вертикали обозначены баллы шкальной оценки за каждый субтест от 0 до 20, по горизонтали – порядковый номер субтеста. В соответствующей графе ставятся кружки, соединяемые линиями. Эта кривая позволяет наглядно оценить общий уровень интеллекта, а также сильные и слабые стороны ситуационного мышления.

Подсчет суммы баллов вербальных и невербальных оценок

Обработка результатов проводится в три этапа:

  • подсчет баллов вербального, невербального, общего интеллекта;
  • количественный анализ оценок за каждый субтест с применением коэффициентов;
  • качественная индивидуальная интерпретация на основании поведения ребенка во время теста;
  • соотношение показателей вербального и невербального субтестирования.

Количественные и качественные результаты позволяют сделать выводы о сильных и слабых сторонах интеллектуального развития, понять, как они могут компенсироваться, в каком направлении нужно строить коррекционную работу. Например, низкая оценка по одному из субтестов может говорить о патологии развития или наоборот, что невербальное мышление опережает вербальное.

По результатам каждого субтеста выставляются две оценки – исходная (сырая) и шкальная, которые заносятся в специальный регистрационный лист. Может быть указано количество баллов от 0 до 1 или до 2:

  • 0 – в отведенное время ребенок не ответил на вопрос;
  • 1 – ответ дан в рамках интервала;
  • 2 – полный развернутый ответ.

За некоторые задания могут начисляться дополнительные баллы, если они делаются быстрее.

Шкальная оценка выставляется согласно специальным нормативным таблицам, соответствующим возрасту ребенка, в зависимости от того, есть ли подозрения на задержку развития или нет.

Каждый из вопросов отдельного субтеста может дифференциально оцениваться, как «+» или «-» перед выставлением исходной сырой оценки в ситуации, когда ребенок понимает, о чем идет речь, но сформулировать ответ не может.

Тест Векслера является сложной формой нейропсиходиагностики. Провести его в домашних условиях или онлайн можно, но оценить результаты корректно способен только врач. В основе теста – выявление потенциала ребенка к таким моментам:

  • целесообразному поведению;
  • взаимодействию с окружающим миром;
  • рациональному мышлению;
  • обучению.

Субтесты и нормативные таблицы оценивания сегодня доступны онлайн. Но в домашних условиях создать нужную атмосферу почти невозможно, поскольку:

  • ТВД является кабинетной методикой;
  • для теста необходим стимульный материал;
  • родитель не в состоянии выставить объективную оценку;
  • мама, папа или члены семьи невольно будут помогать, подсказывать;
  • в привычной среде ребенок чаще отвлекается.

Антонова Стелла Леонидовна – детский нейропсихолог с 30-летним стажем работы ведет прием в клинике персональной медицины La Salute. Ее специализация – сопровождение детей с различными расстройствами аутистического спектра, поведенческими сложностями, феноменами развития. Врач помогает деткам в самых сложных случаях, проводит комплексную работу с родителями, адаптируя их к особенностям ребенка.

Если текст Векслера вы проводили в домашних условиях, сомневаетесь в результатах, полученных у другого специалиста, то это уже основание для повторного тестирования, которое вы можете пройти под руководством Стеллы Леонидовны. Но лучше при необходимости сразу обращаться в клинику. Это поможет правильно установить уровень развития ребенка, своевременно приступить к коррекции.

IQ-показатели по Векслеру

Для вычисления итоговых показателей суммируются шкальные баллы вербальной и невербальной части теста. Точность результатов оценивается специалистами в 97%.

Норма баллов детского теста Векслера:

IQ-показатель численный Уровень интеллектуального развития
140 и выше Очень высокий
130-140 Высокий
120-130 Интеллект выше среднего
110-120 Средний, абсолютная норма
100-110 Сниженная норма
100 и ниже Низкая норма
70-79 Пограничный уровень интеллекта
69 и менее Дефект умственного развития

Особенность тестирования по Векслеру в том, что опытный специалист может трактовать результаты, полагаясь не только на количественные показатели. Грамотный нейропсихолог способен сопоставить ответы ребенка с его поведением, выявить моменты деконцентрации внимания или усталость. Расшифровка результатов может дать довольно ясную картину развития мышления, если есть трудности с обучением, проблемы с речью, психологическим благополучием, но при этом он имеет абсолютно сохранный интеллект. Таким образом, если тест показал низкие результаты, 85-86%, то внимание надо обратить именно на "провисы" в профиле шкальных оценок, а не на общую цифру.

Психологическая характеристика субтестов

Методика оценивания интеллектуального уровня по Векслеру состоит из группы тестов – 11 или 12 в разных версиях, которые разделены на 2 подгруппы:

  1. Вербальная часть. Отображает уровень общей культуры, эрудиции, академической успеваемости. Она позволяет оценить:

    • словарный запас;
    • объем памяти;
    • педагогическую подготовку;
    • логические способности.
  2. Невербальная часть направлена на определение психофизических и сенсомоторных характеристик:

    • степени внимания;
    • пространственного мышление;
    • аналитических способностей.

Результаты каждого из 12 субтестов должны рассматриваться индивидуально с учетом таких факторов:

  • особенностей поведения ребенка при прохождении;
  • среды воспитания;
  • психологического благополучия семьи.

Виды субтестов и краткая характеристика:

  1. Осведомленность. Показывает уровень самых простых знаний, общую культуру, образованность.
  2. Понятливость. Указывает на нюансы социального поведения, способность коммуницировать с окружающими, зрелость суждений, умение действовать самостоятельно, практичность мышления, степень социальной адаптации.
  3. Арифметический. Способность оперировать числовым материалом, сообразительность, концентрация произвольного внимания.
  4. Сходство. Отражает уровень развития абстрактно-логического мышления. Низкие результаты могут свидетельствовать о нарушении работы ЦНС, но также выявить педагогическую запущенность или указать на заболевания, например, олигофрению, шизофрению.
  5. Словарный. Направлен на определение словарного запаса, умения им пользоваться, выявление уровня культуры мышления и речи. Косвенно отражает личностные черты.
  6. Повторение цифр. Оценка субтеста говорит о степени концентрации внимания. Может указывать на органические поражения мозга.
  7. Недостающие детали. Выявляет остроту восприятия, умение дифференцировать важное и несущественное. Данный тест способен указать на психические отклонения, пассивность личности.
  8. Последовательные картинки. Субтест отражает умение планировать социальные действия, выстраивать причинно-следственные связи.
  9. Кубики «Косса». Конструктивное мышление, пространственный анализ. Позволяет отграничить органические заболевания от шизофрении.
  10. Складывание фигур. Выявляет эвристические компоненты мышления, умение соотносить части и целое.
  11. Шифровка. Зрительно-моторная координация, память, обучаемость, двигательная активность.
  12. Лабиринты. Выявляет аналитические способности ребенка, эффективность работы оперативной памяти. Обычно не используется в тестировании детей с явными подозрениями на умственную отсталость.

Отзывы о детском тесте Векслера

Лидия Павловна:

Младшая внучка 7 лет внезапно стала вести себя странно: много забывала, была постоянно в плохом настроении. По рекомендации обратились к Стелле Леонидовне. Очень адекватный, а главное – тактичный специалист. Оказалось, что есть проблемы, которые ранее списывали на плохое воспитание, избалованность. Позанимались с нейропсихологом, приняли решение переводиться в школу 7 вида. Спасибо доктору за то, что помогла нам осознать проблемы ребенка, понять его потребности.

Татьяна:

Моему сыну 9 лет, у него аутизм. Посоветовали пройти тест Векслера. Работа с нейропсихологом помогла выявить его сильные и слабые стороны. Начали заниматься. Через 2 месяца сын стал более контактный, взгляд у него чаще осмысленный, ребенок идет на диалог.

Анна:

Тест проходили с дошкольником 5,5 лет, поскольку у нас ДЦП, ЗРР. Первый раз я услышала о том, что мой сын абсолютно интеллектуально сохранный, хотя он почти совсем не говорит. Было принято решение начать коррекционные занятия в заданном направлении. Уже через полгода появились значительные улучшения. Сколько лет мы потеряли, просто потому, что на способностях ребенка никто не заострял внимания, а все лечение было направлено только на физиологию.

 

Почему результаты могут получиться неточными

Текст Векслера является стандартизованной методикой определения уровня интеллекта ребенка. Его задача – выявить отклонения от нормы, если таковые имеются. Цель – уточнить пути индивидуального подхода и коррекции, искать методики, отличные от общепринятых, чтобы стимулировать интеллектуальное развитие ребенка.

Хотя считается, что тест лишен индивидуального подхода, очень многое зависит от обстановки, профессионализма клинического психолога, самочувствия ребенка. Если малыш устал, голоден, не хочет отвечать, ему надоело, результат может быть отличным от реального. Необходимо, чтобы тест проводил профессионал, способный сделать поправки на различные факторы.

Подготовка лежит на плечах родителей. Ни в коем случае ребенок не должен бояться, считать, что его будут экзаменовать, проходить тест «для тренировки». Длительность проведения – 60–90 минут, поэтому нужно позаботиться о том, чтобы перед ТВД были удовлетворены физиологические потребности, не появилось дополнительных отвлекающих факторов – новая игрушка, обещание пойти в кино и т.п.

Очень важно иметь максимально точную информацию о возрасте ребенка. Иногда случаются ситуации, когда психолог такими сведениями не обладает. Например, малыш был усыновлен, его документальный возраст не соответствует биологическому с разницей в 3–11 месяцев. Такое расхождение серьезно влияет на результат.

Где пройти тестирование

Векслеровская шкала, разработанная в 1939 году – одна из самых точных на сегодня методик тестирования детей. Это унифицированный способ постановки или уточнения дифференциальных диагнозов, степени сформированности интеллекта, мышления, особенно для детей с подозрением на патологии ЦНС, РАС, задержки развития.

Провести тестирование наиболее точно возможно только при участии клинического психолога. Во время работы с ребенком оценивается полнота ответов, их качество, поведение малыша, реакции. Все эти наблюдения позволяют специалисту судить об интеллектуальном потенциале, видеть слабые и сильные стороны в обучении, составлять план коррекционных занятий. В домашних условиях родитель не в состоянии дать объективную оценку. Заключение о наличии проблем может сделать только врач.

В клинике персональной медицины La Salute можно пройти с ребенком тестирование по Векслеру под наблюдением ведущего детского нейропсихолога – Антоновой Стеллы Леонидовны. Это специалист с 15-летним стажем работы и профильным образованием, один из лучших научных сотрудников НПЦ психоневрологии. На базе клиники можно обследовать ребенка комплексно, при необходимости провести лабораторную и инструментальную диагностику.

Комплексные программы

Нейропсихологическая программа «Школьная успешность» (1 – 4 класc)

Включает 10 исследований

Консультации: Антонова Стелла Леонидовна

выгода 30%, 41 600 ₽

Страховые партнеры


Запись на прием

Врач: Тест Векслера детский: результаты, интерпретация результатов, соотношение показателей и интеллектуальной нормы

Стоимость приема: руб.

Дата:

Время: