Клиника La Salute метро Таганская
+7 (499) 150-22-22
Ежедневно с 8:00 до 21:00

Задержка психического развития у детей 7-8 лет: симптомы и особенности

По статистике лишь 1 из 3 детей в младших классах без особых усилий усваивает школьную программу. Поэтому многие родители неуспеваемость ребенка списывают на неудобную подачу материала. Однако сложности в школе могут быть признаком задержки психического развития.

Для того чтобы не допустить усугубления состояния малыша, следует знать основные признаки ЗПР у детей 7-8 лет. Изучив перечень симптомов, вы сможете вовремя заметить проблему и помочь ребенку. Правильная коррекция позволит ему догнать одноклассников, быстрее освоить школьную программу.

Задержка психического развития у детей 7-8 лет: симптомы и особенности

Ведущие специалисты:

Тищенко Татьяна Дмитриевна

Нейропсихолог
Клинический психолог
Семейный психолог
Опыт более 10 лет

6 000 руб.

Что должен знать и уметь ребенок в 7-8 лет

У ребенка, который только пошел в первый класс, стремительно прогрессируют интеллектуальные и познавательные навыки. Он интересуется всем новым и неизвестным, старается понять смысл многих вещей. В таблице представлен список определенных навыков в различных областях, которыми должен обладать младшеклассник.

Область знаний, развития Навыки
Учеба
  • знать счета до сотни;
  • уметь сравнивать стоящие рядом числа;
  • отличать и называть формы предметов;
  • использовать порядковые и количественные числительные;
  • решать логические задачи простого уровня;
  • классифицировать предметы по признакам;
  • уметь находить предметы, не подходящие под определенные признаки
Окружающий мир
  • знать, чем занимаются люди в некоторых профессиях;
  • знать последовательность времени суток и года;
  • различать растения – цветы, деревья, кустарники;
  • называть свое полное имя и родителей, адрес проживания и номер телефона;
  • понимать принцип сезонных изменений в природе
Речь
  • уметь правильно произносить звуки;
  • понимать, как поддерживать диалог;
  • пересказывать тексты небольшого размера;
  • употреблять при разговоре как простые, так и сложные предложения;
  • сочинять рассказы на определенную тему
Память
  • запоминать фразы среднего размера;
  • рассказывать о ситуациях, произошедших в его жизни;
  • пересказывать по памяти сюжет, увиденный на картинке;
  • пересказывать услышанные тексты
Внимание
  • уметь находить как минимум 5 отличий между вещами;
  • обращать внимание сразу на 7 объектов;
  • находить идентичные предметы;
  • повторять увиденное движение;
  • концентрировать внимание на одном задании не менее 20 минут
Мелкая моторика
  • уметь штриховать и раскрашивать картинки, не выходя за контуры рисунка;
  • ориентироваться в тетради;
  • повторять увиденные изображения;
  • уметь в точности передавать форму и размеры вещей на бумаге;
  • объединять на рисунке несколько объектов
Личные качества
  • обладать эмоциональной устойчивостью и контролем над своим поведением;
  • заканчивать начатые дела, выполнять их в срок;
  • соблюдать установленные правила;
  • обладать позитивным отношением к школе, семье и своей жизни в целом;
  • уметь работать в команде

Симптомы ЗПР у ребенка в 7-8 лет

Все признаки наличия ЗПР у детей в начальной школе полностью проявляются в первом классе, то есть по достижению 7-8 лет. В этот период можно заметить, что возникают трудности с усвоением учебного материала. Однако если вы будете внимательно наблюдать за поведением малыша и проверять его мыслительные и речевые способности, то сможете увидеть первые симптомы ЗПР у детей 7-8 лет гораздо раньше:

  • агрессивность и повышенная тревожность;
  • трудности с пониманием информации;
  • затруднение навыков самообслуживания;
  • нестабильное эмоциональное состояние;
  • отставание коммуникативных навыков.

При задержке развития сочетаются отклонения в умственной деятельности и эмоционально-волевой сфере.

Особенности интеллекта

Нарушения интеллекта у детей с ЗПР проявляются в легкой форме, но затрагивают все виды мышления и восприятия: речь, память, внимание. Рассмотрим каждый подробнее.

Восприятие

Фрагментарное, неточное и замедленное. Ребенку трудно формировать целостные образы из окружающего мира. Зрительное восприятие развито лучше, чем слуховое, поэтому эффективнее будет давать задания в письменном или наглядном формате.

При работе с речевыми воздействиями у детей с ЗПР замедляется время реакции и увеличивается количество ошибок. Самая трудная задача для них – вообразить размеры предметов, выделить их структурные элементы и мелкие детали. Дети не могут найти отличия между двумя разными объектами. Затруднено восприятие перевернутых картинок.

Внимание

Кратковременное и поверхностное. Ребенок постоянно отвлекается на посторонние стимулы, которые не дают сконцентрироваться на одном задании. При наличии эмоционального напряжения проявляются симптомы дефицита внимания.

Память

Мозаичная, со слабой избирательностью. Наглядно-образная преобладает над вербальной. Присутствует низкая мыслительная активность. Снижен объем запоминаемой информации, дети имеют скудный словарный запас.

Мышление

Наглядно-действенное. Образное затруднено в связи с неточностью восприятия информации, а абстрактно-логическое невозможно без помощи со стороны взрослого. Ребенок с ЗПР испытывает сложности с синтезом, анализом, обобщением и сравнением. Он не в состоянии сформулировать умозаключение, вывод или упорядочить события по времени происшествия.

Основные признаки ЗПР по нарушению интеллекта:

  • снижается скорость запоминания информации;
  • повышается отвлекаемость на посторонние факторы;
  • уменьшается объем памяти;
  • сокращается эффективность произвольного запоминания, более развито непроизвольное;
  • осложняется применение специальных методов запоминания;
  • используется механическое заучивание вместо свободного;
  • отслеживается положительное влияние помощи взрослого на процесс выполнения задания.

Поведенческие признаки

У детей, страдающих ЗПР, потребность в общении со взрослыми и сверстниками ниже, чем у здоровых малышей. Их скорее заинтересует новый, неизведанный предмет, чем человек. По отношению к родителям нередко испытывают тревожность. Если ребенок затрудняется с выполнением задания, ему проще бросить его, чем обратиться за помощью к взрослым.

В игровых отношениях не выделяются личностные контакты. Дети конкретны, недостаточно эмоциональны, следуют жестким правилам. Выдвигаемые требования учитывают позицию лишь одной из сторон, не оставляя места для гибкости и логической реализации. Преобладает деловое общение.

Речевые особенности

При ЗПР присутствует общее недоразвитие речи, которое подразумевает нарушение как лексико-грамматической, так и фонетической речевой системы. Дети с трудом формулируют свою мысль в развернутом виде, даже если понимают суть задания и конкретные требования. Они не могут пересказать текст средних размеров или составить собственную историю по сюжетным рисункам, описать ситуацию.

Обладают маленьким словарным запасом, особенно ограничено знание тех фраз, которые описывают и раскрывают обобщенные термины. С трудом воспринимают схожие по звучанию фразы, из-за чего не до конца понимают обращенную речь. Однако быстро усваивают правила артикуляции. Испытывают сложности с многоступенчатыми и логико-грамматическими инструкциями. Плохо воспринимают фразы со скрытым смыслом.

Наблюдается недифференцированное определение свойств объектов. Дети с ЗПР не могут соотнести качества предметов с нужными прилагательными. Они способны назвать коричневое платье черным, а голубые ботинки – синими.

Также присутствует задержка речи, которая имеет обратимый характер. Нарушение возникает в связи с соматическими заболеваниями, неблагоприятными условиями жизни или родовыми травмами. Отличается скачкообразным развитием, что при должном обучении преодоление речевой недостаточности происходит уже к 8-9 годам.

Основные признаки ЗПР по нарушению речи:

  • большие отличия размеров активного и пассивного словаря;
  • частое употребление понятий, которые не вписываются в данную ситуацию;
  • малое количество слов, раскрывающих суть и обозначающих общие понятия;
  • трудное произвольное оперирование даже простыми словами;
  • сложное установление синтагматических и парадигматических связей слов.

Эмоциональные особенности

Основные проблемы детей с ЗПР – нестабильность в эмоциях, неустойчивость, повышенная внушаемость, безынициативность, незрелость личности. Также нередки проявления тревожности, конфликтности, агрессивности и ухудшенной координации. Они испытывают трудности с адаптацией в коллективе сверстников из-за зажатости и замкнутости. Чаще избегают контакта с детьми и стремятся играть в одиночку. Малыши с эйфорическим настроением обладают импульсивностью и расторможенностью, а с пониженным – боязливостью и робостью.

Игровая деятельность характеризуется стереотипностью и однообразием. Отсутствует конкретный, развернутый сюжет, проявления фантазии и соблюдение правил. Дети неловкие, испытывают проблемы с координацией движений. Способны выделить любимую игрушку и отдавать предпочтение лишь ей.

Ребенок с ЗПР неправильно понимает, как устроены социальные роли и положения, недостаточно дифференцирует людей и вещи, испытывает большие трудности в различении значимых черт межличностных отношений. Часто поступает против воли родителей и взрослых в целом.

Дети испытывают проблемы с формированием эмоциональной сферы в пределах социума, то есть не понимают значимость близких отношений со сверстниками и взрослыми. Наблюдается нарушение эмоциональных контактов. Если дети испытывают симпатию, то не говорят об этом напрямую, а подают тактильные и мимические «знаки», стремясь лишний раз прикоснуться или улыбнуться.

Как проводится коррекция развития

Коррекция состояния детей с ЗПР проводится при помощи невролога, психолога и психиатра, логопеда, дефектолога, нейропсихолога. Осуществляться она должна до полного устранения симптомов, мешающих самостоятельной жизни ребенка. При обучении особое внимание уделяется развитию познавательных навыков, например, восприятия. Благодаря игровой терапии, улучшается эмоциональная и моторная сферы. Эффективно применять иппотерапию, иглотерапию и дельфинотерапию.

Совместно с коррекцией, осуществляемой врачами, родителям необходимо:

  • обучать ребенка новым словам;
  • рассказывать интересные истории;
  • совместно учить стихотворения и маленькие тексты;
  • давать новую информацию при помощи развлекательных картинок;
  • уделять ребенку много внимания;
  • исключить моральные и физические наказания за проступки.

Обеспечьте малышу комфортную, привычную обстановку. Например, окружите его любимыми игрушками или домашними животными. Такие ситуации, как смена места учебы или проживания, смерть питомца или развод родителей, вызовут сильный стресс, который повлечет за собой ухудшение состояния.

Вы можете обратиться в Клинику La Salute к нейропсихологам Антоновой Стелле Леонидовне и Тищенко татьяне Дмитриевне. Специалисты с 15-летним стажем поставят ребенку точный диагноз, подберут коррекционную программу и помогут развить школьнику необходимые навыки.

Почему важно не игнорировать проблемы

В возрасте 7-8 лет ребенку необходимо уделять повышенное внимание. Ведь именно в этот период он идет в школу, обретает новых знакомых и получает первый опыт в социализации.

Здоровый малыш без проблем будет адаптироваться в любой ситуации и правильно преподносить себя в обществе. Однако ребенок с ЗПР испытает огромные трудности как с коммуникацией, так и с обучением. Это сильно повлияет на его самооценку, вызовет стресс. Необходимо выявить проблему и начать бороться с ней, чтобы избежать пагубных последствий в будущем.

Как помочь ребенку с ЗПР

Главное, что нужно учитывать при выявлении расстройства, – ребенку необходима своевременная диагностика и коррекция. Если вы заметили у малыша такие нарушения в обучении и поведении, как трудности с восприятием информации на слух, непонимание обращенной речи или замкнутость и тревожность, то следует посетить врача. Чем скорее начнете терапию, тем выше шанс, что состояние малыша улучшится.

Если вы не знаете, с чего начать коррекцию ЗПР посетите Клинику La Salute. Наш опытный нейропсихолог сможет не только рассмотреть проблему со всех сторон и назначить лечение, но и при необходимости направит к другим специалистам.

Комплексные программы

Нейропсихологическая программа  «Школьная успешность» (1 – 4 класc) Нейропсихология

Школьная успешность

2 нейропсихологических диагностики + 8 занятий и индивидуальный подбор развивающих занятий

После прохождения программы родители получат индивидуальную программу развития для дальнейшего самостоятельного закрепления результата

41 600 ₽

Записаться на прием
Страховые партнеры


Запись на прием

Врач: Задержка психического развития у детей 7-8 лет: симптомы и особенности

Стоимость приема: руб.

Дата:

Время: