Клиника La Salute метро Таганская
+7 (499) 150-22-22
Клиника
Учебный центр
Ежедневно с 8:00 до 21:00


Тест Векслера детский: примеры вопросов, мнения специалистов, отзывы родителей

Тест Векслера активно используется педагогами и психологами для измерения интеллектуальных возможностей детей младшего школьного возраста, школьников и подростков. Исследование также помогает выявить умственные отклонения в развитии, например, ЗПР, аутизм.

Тестирование проводится в садиках, школах и специализированных центрах. С помощью исследования можно установить, в какое учебное заведение лучше определить ребенка – общеобразовательное или коррекционное. Ниже рассмотрим, историю возникновения методики, из каких частей она состоит, а также задания теста Векслера для детей.

Тест Векслера детский: примеры вопросов, мнения специалистов, отзывы родителей

Детский тест Векслера

Тест Векслера – это метод тестирование для исследования интеллекта и умственного развития, который был разработан в 1939 году американским психологом Дэвидом Векслером.

Используют его для решения следующих задач:

  • выявление уровня эрудиции;
  • оценка когнитивных функций;
  • установка причин низкой успеваемости школьника;
  • определение, в каких областях знаний имеются сложности;
  • обнаружение нарушений психического развития (ЗПР, олигофрении).

Родители могут по собственной инициативе проверить уровень развития своего ребенка, обратившись в специализированный центр. В многопрофильной Клинике La Salute – нейропсихологи Антонова Стелла Леонидовна, Тищенко Татьяна Дмитриевна проводят комплексное тестирование, которое позволяет оценить интеллектуальное развитие ребенка, а также выявить причины нарушений когнитивных функций. 

История возникновения

Дэвид Векслер является создателем методики (шкалы) оценки интеллекта у детей и взрослых.

Во время Первой мировой войны вместе с другими психологами занимался обследованием новобранцев. Тогда использовали тесты «Альфа» и Стэнфорд-Бине. Под руководством обладателя Нобелевской премии Роберта С. Вудвортса Дэвид получил степень магистра, затем стал доктором наук по философии. Векслер занимался разработкой теста под руководством Ч. Спирмена и К. Пирсона, которые являлись специалистами в области математической статистики.

В 1939 году он создал первый вариант теста, который позволяет оценить интеллектуальный потенциал взрослых. В период Второй мировой войны появился «армейский Векслер». Это второй вариант теста. Последняя версия для взрослых вышла в 1955 году. Детский вариант Векслер теста на интеллект был создан в 1949. Для ребят раннего возраста в 1963 году.

Векслер разделил интеллект на вербальную и невербальную части, которые оцениваются при помощи 11 или 12 субтестов.

Диагностика и интерпретация теста считается очень тонким исследованием, практически искусством. Специалист должен сопоставлять не только интеллектуальные возможности, но и сам процесс, как ведет себя ребенок или взрослый, а также итоговые данные по каждому субтесту.

В России применяют три варианта теста Векслера:

  1. WPPSI – для дошкольников от 4 до 6,5 лет. Состоит из 10 субтестов. Адаптирован Ильиной М.Н. Это детский тест Векслера, вопросы и задания.
  2. WISC – для детей от 6-7 до 16 лет. Используется педагогами в ДОУ и средней школе. Имеет 12 субтестов.
  3. WAIS – для взрослых и детей от 16 лет. Состоит из 11 субтестов.

Второй и третий варианты – тесты, адаптированные доктором психологических наук Панасюком А.Ю.

Когда нужно тестировать ребенка по Векслеру

Если родители заметили, что малыш плохо учится в школе, отстает от сверстников, а также в анамнезе есть какой-либо неврологический диагноз, рекомендуется проконсультироваться со специалистом и пройти опрос. Тестирование по Векслеру носит диагностический характер и помогает выявить отклонения в умственном развитии и установить степень их выраженности.

Актуален ли тест для детей с аутизмом

Часть специалистов в области детской психологии, психоневрологии и психиатрии полагают, что тест Векслера не в полной мере учитывает особенности психических отклонений ребят, страдающих аутизмом. У подавляющего большинства аутистов имеются сложности с вербализацией, что приводит к затруднениям в ответах на вопросы вербальной части теста.

Тем не менее, исследование по Векслеру дает возможность ориентировочно оценить уровень интеллекта у детей с РАС. Это важно, так как знание состояния и потенциала развития ребенка помогает понимать и прогнозировать поведенческие реакции и возможность их коррекции.

Из каких частей состоит методика

Тест Д.Векслера состоит из заданий, сложность которых постепенно увеличивается. Имеет две части:

  1. Вербальная – включает первые шесть субтестов. Содержит вопросы и задачи на арифметику, повторение чисел. Эта часть теста помогает увидеть общий уровень сообразительности, осведомленности. Показывает, насколько ребенок умеет оперировать числами, каково логическое мышления, словарный запас, развитие оперативной памяти и внимания.
  2. Невербальная – следующие шесть субтестов. Направлена на оценку перцептивных возможностей. По результатам теста распознается уровень способностей к анализу и синтезу смысловых единиц, например, частей сюжета, в целое.

Подробнее рассмотрим все двенадцать субтестов с примерами заданий, за которые могут ставиться 0, 1, 2 балла. Если ответ неоднозначный, указывается «?», озвучиваются уточняющие вопросы, после которых выставляется «0» или «1».

  1. «Осведомленность». Субтест помогает определить эрудицию и общий уровень интеллекта. Позволяет оценить степень развития мнестических, когнитивных функций, мышление. Результативность теста во многом связана с уровнем образования ребенка и объемом имеющихся знаний.

    Пример:

    1. Сколько у тебя глаз? 1 балл ставится за ответы: два, пара.
    2. Как называется этот палец? 1 б.: указательный.
  2. «Понятливость». Раздел содержит ряд вопросов, связанных с различными областями социализации человека, выявляет навыки построения умозаключений с учетом жизненного опыта и способностей к анализу ситуаций.

    Ребенок обязательно должен что-либо ответить на вопросы пяти заданий, вариант «не знаю» не принимается. Пример:

    1. Что ты будешь делать, если порежешь руку?
    2. Что ты предпримешь, если потеряешь игрушку, которую тебе дали?
  3. «Арифметический». Субтест основан на оценке способностей ребенка к концентрации произвольного внимания. Выявляются навыки оперирования цифрами и счетом.

    Пример:

    1. Сосчитать все палочки.
    2. Убрать все палочки, оставить только три.
    3. Сколько будет, если 8 разделить на 2.
  4. «Сходство». Субтест направлен на оценку навыков обобщения. Основан на методике сравнения разных понятий, главная задача которой выявить сходства отличающихся элементов.

    Пример:

    1. Лук горький, а сахар… (сладкий).
    2. Вишня – абрикос. Возможные ответы, за которые ставятся 2 балла: фрукты, фруктовые деревья, плоды. 1 балл, если ребенок ответит по такому типу: «Еда. Их едят», назовет любые два признака из следующих: косточка, кожица, круглые, форма, сок, сладкие. 0 баллов: вкусные, вкус, маленькие, нравятся, ягоды.
  5. «Словарный». Позволяет оценить навыки владения словарным запасом родного языка. Результат теста во многом связан с общим уровнем образованности и развитием мыслительных функций, навыков определять скрытое или двойное значение слов.

    Примеры вопросов:

    1. Велосипед. Возможные ответы на 2 балла: «Это вид транспорта. На нем можно кататься или ездить. Как мотоцикл, без мотора или, но надо ногами крутить. У него педали, колеса, другие части – не меньше двух». 0 баллов: «У меня такой есть. Такой большой. Трехколесный. Для детей».
    2. Шапка. Варианты ответов на 2 балла: «Головной убор. Носят на голове. Надевают на голову, чтобы не замерзнуть».
  6. «Повторение цифр». Оценивает функционирование и определяет общий объем оперативной памяти и состояние произвольного внимания. При этом считается, что данный субтест наименее коррелируется с уровнем общего IQ. По оценке самого Д.Векслера, если ребенок не может воспроизвести 4 цифры подряд, то это свидетельствует об умственной отсталости.

    Примеры вопросов:

    1. повтори: 3-8-6-9;
    2. 3-4-1-7.
  7. «Недостающие детали». Субтест помогает выявить и оценить способность к зрительному восприятию различных предметов, умение отделять главное от вторичного.

    На каждое задание отводится 15 секунд. 1 балл выставляют за правильный ответ. Ребенку показывают карточки с недостающими элементами. Тестирование начинается с задания №1. При затруднении педагог может помочь. Прекращается опрос при трех неудачных ответах.

  8. «Последовательные картинки». Субтест позволяет выявить способность выстраивать последовательность сюжетной линии из разрозненных элементов, представленных в виде картинок. Существенное значение здесь отдается умению зрительно оценивать материал и прогнозировать развитие событий.

    Ребенку предлагается сложить из разных частей картинку, например, кошку. Экспериментатор сначала показывает, как это сделать. Затем смешивает карточки и предлагает испытуемому самому сложить животное. При удачном выполнении переходят к следующему заданию. При неудачном повторяют еще раз без объяснений.

  9. «Кубики Косса». Наибольшую информацию субтест представляет в области оценки невербальной составляющей интеллекта. Задания позволяют выявить аналитические и синтетические параметры мыслительной деятельности. Используя пространственное воображение, обследуемый ребенок устанавливает целостность через его отдельные элементы.

    Для задания №1–4 применяются 4 кубика, №5–7 – 9 кубиков.

  10. «Складывание фигур». Как продолжение «Кубиков Косса» субтест отражает способность к сопоставлению целого и его элементов.

    Необходимо разложить части каждого объекта строго по схеме.

  11. «Шифровка». Это один из наиболее информативных субтестов. Его результативность зависит от сочетания множества различных психических функций - концентрация, распределение, переключаемость, восприятие, зрительно-моторная координация, скорость формирования новых навыков.

    Краткое описание теста: на бумаге в несколько рядов нарисованы различные фигурки – круги, звездочки и т.д. Над ними изображен «ключ» – набор фигур, внутри которых имеются дополнительные элементы. Педагог показывает на «ключ» и предлагает ребенку воспроизвести его на пяти фигурах. После испытуемый должен выполнять задания в быстром темпе.

  12. «Лабиринты». Субтест выявляет способности к анализу и синтезу путем решения перцептивных задач. При этом ребенок должен удерживать концентрацию внимания в определенных рамках.

    Педагог объясняет, что нужно сделать: «Здесь изображен человечек. Он сейчас в домике. Линии – это стены. А вот с этой стороны стена отсутствует. Это выход. И в этом месте стены нет, тоже можно пройти». Педагог показывает, как изобразить путь от центральной точки до выхода.

    Важно: рисовать линию необходимо, не отрывая карандаш от бумаги.

Прекратить тестирование при двух неверно выполненных заданиях.

Все приведенные примеры имеют общее описание и носят ознакомительный характер. Оригинальный перечень вопросов нужно брать у специалистов.

Правила проведения тестирования

Получить верный результат можно только тогда, когда ребенку создаются необходимые условия. Нужно придерживаться таких правил:

  1. Доброжелательно встретить испытуемого. Познакомиться. Дать немного времени на адаптацию.
  2. Заинтересовать ребенка, создать доверительную атмосферу.
  3. Приступать к тестированию только тогда, когда есть уверенность, что испытуемый готов.
  4. Точно формулировать задаваемый вопрос.
  5. Подбадривать, хвалить при правильном ответе.
  6. Поддерживать ребенка, если ему сложно.
  7. Нельзя торопить или подсказывать. Только мотивировать.
  8. Не приступать к следующему заданию, если предыдущее не было выполнено.
  9. Выбрать наиболее подходящий вариант из двух непротиворечивых ответов.
  10. Деликатно предложить ребенку выбрать один из ответов, если оба они противоречивы.
  11. Повторить вопрос, когда испытуемый не отвечает в течение 10–15 секунд.
  12. Учитывать дополнительный ответ в 0 или 1 балл, когда не получается оценить изначальный вариант.
  13. Оценивать результат в 1 балл, если он оказывается между «1» и «2».
  14. Ставить тот же балл за альтернативные выражения или слова, представленные в скобках.
  15. После знака «?» нужно задать дополнительный вопрос. Если суть ответа не меняется, то ставится «0» баллов.

Обработка данных заключается в подсчете оценок по каждому субтесту. Затем по соответствующим таблицам первичные баллы переводят в стандартные и отображают в виде профиля. Полная информация по интерпретации теста Векслера содержится в статье, где описаны нормы и результаты.

Родителям следует знать, что результат теста в детском возрасте может меняться, если происходят значимые события в жизни ребенка. Шаблонное исследование неспособно полностью отобразить уровень интеллекта, так как не принимает во внимание динамику развития умственных способностей.

Что делать, если результаты ниже нормы

Если результаты оказались ниже нормы, нужно обратиться за консультацией к специалисту. В клинике La Salute нейропсихологи Антонова Стелла Леонидовна и Тищенко Татьяна Дмитриевна проводят тестирование по методике Векслера и дает все необходимые рекомендации. Опрос длится 2-3 часа, поэтому стоит заранее выбрать день, удобное время и записаться к специалисту.

В случае получения результатов ниже нормы нейропсихолог дает рекомендации по дальнейшей коррекции развития ребенка, помогает маме и папе понять, как обучать малыша, чтобы адаптировать его к обычной жизни.

Отзывы родителей

Елена:

Доктор Антонова С.Л. очень понравилась, приятная. Внимательно выслушала. Проходили у Стеллы Леонидовны тест Векслера. В детсаде психолог порекомендовала. Написали и распечатали заключение. По результатам у нас ЗПР. Сейчас проходим нейропсихологическую коррекцию

Валентина:

В центре развития, куда мы с моим 7-летним сыном ходим, нам порекомендовали обратиться к специалистам в области детской психиатрии. Аргументировали тем, что ребенок неусидчив, плохо отвечает на вопросы. Мы обратились к детскому психологу, прошли тест Векслера. Ребенок не на все смог дать ответы. Но специалист мне подробно разъяснила результаты, сказала, что никаких психических отклонений у нас нет. Ребенок – сложный, но нарушений в интеллекте не выявили

Светлана:

Собираемся в первый класс, дочка посещает логопедический садик, у нее диагноз ЗПР. Проходили тест Векслера, чтобы понимать, куда идти учиться. Дочка на какие-то вопросы ответила, что-то не смогла. Тестирование длилось почти 1,5 часа с перерывом. Видимо, пойдем в коррекционную школу

Наталья:

Проходили тестирование по Векслеру у Антоновой Стеллы Леонидовны. Собираемся в первый класс, поэтому решили оценить уровень развития. Дочка сразу вошла в контакт и бойко отвечала на вопросы. Были затруднения с арифметикой и на повторение цифр. Стелла Леонидовна подробно объяснила наш результат, и над чем стоит поработать

 

Где лучше проводить тестирование: дома или у специалиста

Сегодня есть возможность скачать тест в интернете и в онлайн-режиме бесплатно пройти его. Но грамотно провести опрос, сделать расшифровку и правильно обработать результаты способен только специалист.

Нередко родители волнуются, что во время тестирования ребенок, особенно малыш, может закапризничать, начать отвлекаться и не покажет настоящие способности. Однако не стоит этого бояться. Специалист знает, как установить контакт с ребенком, правильно интерпретировать его ответы, задавать уточняющие вопросы.

В государственных учреждениях психологи часто не обладают временем, чтобы в полной мере установить контакт с ребенком, поэтому лучше обратиться в частный центр. В Клинике La Salute нейропсихологи Антонова Стелла Леонидовна и Тищенко Татьяна Дмитриевна проводит тестирование по Шкале Векслера, объясняет результаты родителям и дает рекомендации по коррекции развития в случае выявления отклонений.

Комплексные программы

Нейропсихологическая программа  «Школьная успешность» (1 – 4 класc) Нейропсихология

Школьная успешность

2 нейропсихологических диагностики + 8 занятий и индивидуальный подбор развивающих занятий

После прохождения программы родители получат индивидуальную программу развития для дальнейшего самостоятельного закрепления результата

41 600 ₽

Записаться на прием

Задайте вопрос специалистам
Клиники La Salute

Если Вас беспокоит состояние здоровья, и Вы не уверены стоит ли обращаться
в клинику или не знаете к какому врачу записаться - напишите нам!

Специалисты клиники ответят Вам на телефон, указанный при заполнении
формы-заявки.

Задать вопрос специалисту




Запись на прием

Врач: Тест Векслера детский: примеры вопросов, мнения специалистов, отзывы родителей

Стоимость приема: руб.

Дата:

Время: