Клиника La Salute метро Таганская
+7 (499) 150-22-22
Ежедневно с 8:00 до 21:00

Психические расстройства у детей: основные виды отклонений, симптомы и признаки заболеваний

Проявление психических расстройств у детей школьного возраста встречается довольно часто. Согласно статистике 2019 года, в России проблемы были выявлены у 900 тыс. несовершеннолетних. В 2020 врачи отмечали, что за 5 лет число детей с психическими расстройствами увеличилось на 20%.

Особенность патологий у несовершеннолетних в том, что в них сложнее разобраться, чем в нарушениях у взрослых. Более того, незначительный, на взгляд родителей, нюанс способен повлиять на развитие психики ребенка.

Взрослые могут не замечать изменений в поведении малыша, что приводит к запущенности проблемы. Важно знать основные признаки психических заболеваний у детей, чтобы своевременно заняться лечением, не ожидая ухудшения состояния ребенка.

Психические расстройства у детей: основные виды отклонений, симптомы и признаки заболеваний

Ведущие специалисты:

Тищенко Татьяна Дмитриевна

Нейропсихолог
Клинический психолог
Семейный психолог
Опыт более 10 лет

6 000 руб.

Что такое психические расстройства у детей

Психические расстройства – это нарушения психики ребенка или же дефицитарное развитие, которые выражаются в состояниях, отличных от нормальных для определенного возраста.

Различные расстройства чаще проявляются у детей с 3-4 до 12 лет. Но лишь 40% больных получают необходимую психологическую помощь. Зачастую это связано с обесцениванием их чувств. Родители думают, что малыш сочинил все, показывает характер или просто не понимает суть происходящих вещей. Но если своевременно не заняться лечением ребенка, его состояние может ухудшиться и сказаться на дальнейшем развитии или социализации.

Основные психические заболевания у детей условно делят на 3 группы:

  1. Отклонения в развитии. Заболевания, затрагивающие обучение ребенка базовым вещам, влияют на такие факторы, как: память, внимание, мышление, дизонтогенез письменной и устной речи, слуха. Как правило, в школе такие дети учатся хуже, чем сверстники.
  2. Отклонения в поведении. Некоторые расстройства напрямую влияют на социальные взаимодействия ребенка с окружающими. Это может сказаться на его адаптации, соблюдении установленных правил и отношениях со сверстниками. Нередко приводит к алкоголизму или наркомании.
  3. Эмоциональные отклонения. Ситуации, влияющие на нервную систему ребенка, могут привести к различным психологическим травмам. Чаще всего они проявляются в нежелании общаться с окружающими, социофобии, тревожности и агрессии.

Список распространенных нарушений психики

Расстройства принято делить на различные типы и группы в зависимости от общих признаков и причин. Рассмотрим основные из них.

Детские страхи

Этот вид расстройства сопровождается повышенной тревожностью, из-за которой ребенок испытывает сильный страх даже в объективно безопасной ситуации. Распространены такие фобии:

  • повышенное внимание со стороны окружающих;
  • перелеты;
  • боязнь одиночества.

Расстройства настроения

Данный тип делится на два вида нарушений:

  1. Биполярное расстройство. Состояние ребенка нестабильное, хорошее настроение без особой причины сменяется подавленным, изредка наступает «нейтральная» фаза, может развиться мания.
  2. Депрессивное расстройство. Только подавленное состояние, без приступов мании.

Проявляться эти признаки могут с 5-6 лет, но более распространены среди подростков. Это обусловлено половым созреванием и трудностями с социальной адаптацией. Также в списке причин: серьезный стресс, пережитая травма или генетическая предрасположенность.

Шизофрения

Имеет несколько классификаций со схожими симптомами:

  1. Шизоаффективное расстройство. Смешанный вид с симптомами аффективных и шизофренических нарушений. В промежутках между приступами, которые могут длиться несколько дней, душевное состояние больного мало отличается от нормального. Но после 4-5 приступов начинаются необратимые изменения личности.
  2. Шизотипическое расстройство. Для больных характерно эксцентричное поведение, странное мышление и проявление эмоций. Нарушение отличается от классической шизофрении, но с трудом поддается диагностике.
  3. Шизофреническое расстройство. Основной фактор – стабильное изменение личности, не поддающееся лечению. Дети раннего возраста меньше подвержены этому заболеванию, но в большинстве случаев его можно диагностировать с 2-3 лет. Главный симптом – потеря интереса к развлечению, отсутствие реакции на проявление чувств. Может развиться вследствие перенесенного стресса, но также передается по наследству.

Перечисленные виды шизофрении неизлечимы. Они поддаются коррекции, в результате которой можно добиться улучшений состояния ребенка.

Эпилепсия

Причиной этого заболевания может быть как наследственный фактор, так и экзогенный. Например, нарушения центральной нервной системы или перенесенные инфекционные болезни. При проявлении приступа состояние ребенка полностью меняется – он испытывает беспокойство и галлюцинации, его потоотделение резко повышается. Заключительный этап – потеря сознания и судороги мышц, выделение пены изо рта.

Нарушения пищевого поведения

В основной группе риска этого нарушения психики находятся девушки-подростки. Оно проявляется в таких типах:

  1. Нервная анорексия. Развивается вследствие неверного восприятия своего тела из-за эмоционального насилия как со стороны окружения, так и со стороны родителей. Ребенок отказывается от еды до тех пор, пока не станет, по его мнению, достаточно худым.
  2. Нервная булимия. Проявляется в компульсивном переедании и рвотой после этого. Таким способом ребенок пытается избавить свой организм от съеденного, чтобы не набрать вес.

При таких нарушениях следует как можно скорее приступить к лечению, ведь подобное поведение приводит не только к стрессам, но и к возникновению проблем со здоровьем, вплоть до летального исхода.

Расстройства сна

Разговоры и хождение во сне, как правило, считаются безобидными. Часто они проходят к 15 годам и не напоминают о себе в дальнейшем. Лечение ограничивается поиском и проработкой с психологом причин, спровоцировавших нарушение. Но при возникновении бессонницы следует своевременно пройти диагностику. Это может являться симптомом заболевания внутренних органов.

Умственная отсталость

Если легкая форма этой патологии дает о себе знать только при обучении ребенка в школе, то тяжелая заметна еще в первые годы его жизни.

Среди причин возникновения УО можно выделить:

  • черепно-мозговые травмы;
  • терапевтические или неврологические заболевания;
  • нейроинфекции;
  • генетическая предрасположенность.

Протекание расстройства осложнено тем, что ребенок сильно выделяется на фоне остальных. Как по поведению, так и по интеллектуальным навыкам. Нередко это приводит к эмоциональному насилию со стороны сверстников, что может усугубить состояние больного.

Аутизм

Детский аутизм или же синдром Аспергера – проявление асинхронии развития ребенка. При заболевании малыш имеет хорошие показатели по интеллектуальным и когнитивным факторам, но сильно отстает в эмоциональной и волевой функции от своих сверстников. В результате данного нарушения больной не может приобрести коммуникативный навык и вырастает замкнутым человеком. Живет в собственном мире фантазий, в который не пускает никого.

Задержка психического развития

Ребенок с ЗПР обладает незрелой личностью и медленным развитием:

  • психически-эмоциональной сферы;
  • интеллекта;
  • речевой функции;
  • мышления;
  • внимания.

Нервно-психическое расстройство схоже с умственной отсталостью, но отличается локализацией нарушений. Если у ребенка с УО слабое место – интеллект, то у малыша с ЗПР – эмоциональная и волевая сфера.

Синдром дефицита внимания

Наиболее распространённое расстройство среди детей всех возрастов. Среди симптомов выделяются:

  • затрудненная концентрация;
  • импульсивность;
  • гиперактивность;
  • неумение слушать;
  • рассеянность.

Обычно это проходит с возрастом, но для предотвращения негативных последствий лучше посетить психиатра.

Иногда проблема усугубляется из-за внешних факторов, к которым ребенок особо чувствителен в определенный период жизни. Распространенные отклонения описаны в таблице.

Возраст Возможные нарушения
Дошкольник (3-6 лет) На фоне стресса может развиться энурез – то есть, недержание мочи. Также часты случаи обгрызания ногтей или чесания кожи головы. Обычно такие дети боятся спать в комнате без родителей, особенно с выключенным светом. Помимо этого, ребенок дошкольного возраста подвержен таким невротическим расстройствам, как: бессонница, капризность, плаксивость, заикание.
Начальные классы (7-8-9 лет) При поступлении в первый класс дети часто сталкиваются с проблемой адаптации в школе. Трудности в установлении контакта с одноклассниками вызывают стресс, что приводит к невротическим отклонениям. Ребенок становится истеричным, может нарушать установленные обществом правила, не осознавая этого.
Подросток (10-12 лет) Дети подросткового возраста требует повышенного внимания от родителей и учителей. В этот период они больше всего подвержены различным расстройствам, основанным на конфликтах с окружающими и неуверенностью в себе. Самая частая проблема – суицидальное поведение, вызванное депрессией и стрессом. Среди девушек нередки случаи аноректического синдрома из-за тенденции худого тела.

Развитие психических отклонений по возрастам

При диагностике и лечении психических расстройств специалисты учитывают возраст ребенка, поскольку одни симптомы отклонений могут проявляться только до 3 лет, а другие значительно позже. Причины проблем также разные. Ученые выделяют несколько уровней патологического нервно-психического реагирования детей на различные раздражители.

Соматовегетативный (от 0 до 3 лет)

Проявляется в таких формах:

  1. Аффективно-респираторные приступы в связи с резкой сменой окружающей обстановки. К примеру, если испугать ребенка или неожиданно погрузить его в воду, даже на первом месяце жизни можно спровоцировать возникновение этого расстройства. Сам приступ проявляется как протяжный крик малыша, напряжение мышц шеи и задержка дыхания.
  2. Нарушения сна. Выражаются по-разному: от длительной бессонницы до резкого пробуждения иногда сопровождающимся криком. Их возникновение провоцируют такие факторы: неудобная поза для сна, неподходящая обстановка или боли различного характера. Как правило, расстройство сохраняется надолго, закрепляясь в подсознании ребенка как рефлекс.
  3. Нарушения питания. Причиной тому могут послужить болезненные ощущения во время еды, например, газообразование или неврогенный пилороспазм. Это может перерасти в срыгивание и приступы рвоты.
  4. Ночные кошмары. Неприятные сновидения сказываются не только на качестве сна ребенка, но и на его ментальном здоровье. Регулярные кошмары вызывают у него дезориентированное состояние, в котором он не узнает ни родителей, ни комнату. Часто ночные страхи не проходят быстро, а сохраняются в течение длительного времени.
  5. Страх глотания, возникающий из-за дискомфорта при кормлении. Вызывает нарушения аппетита. Ребенок долго кушает и тщательно пережевывает пищу, перед тем как проглотить.
  6. Нервная анорексия, причиной которой становится обычная рвота. Употребление твердой и жидкой еды, особенно такой, как каша с комочками и молоко с пенкой, провоцирует рвотный позыв у ребенка. Со временем это закладывается в психике малыша, и рвотный рефлекс может возникнуть даже при виде еды, от которой его тошнило.

Психомоторный (с 3 до 7 лет)

В этот период возможны такие отклонения:

  1. Невротические тики. Дети могут корчить лицо, дёргано моргать или пожимать плечами, раскидывать рукам. Возникают отклонения на фоне перенесенного стресса, но могут проявляться и в спокойном состоянии. Если не говорить малышу о его проблеме, он не будет концентрировать на ней внимание, сможет проще избавиться от нарушения.
  2. Заикание. Проблема проявляется в период формирования мышления и речевой функции. Данное расстройство опасно тем, что может спровоцировать комплексы у самого ребенка и насмешки со стороны окружающих, что приведет к новым расстройствам.
  3. Нарушения сна. Сочетают в себе сноговорение, снохождение, бессонницу и боязнь темноты. Единственный вариант, который устроит ребенка с таким нарушением – спать вместе с родителями, чтобы чувствовать себя в безопасности.

Аффективный (от 7 до 11 лет)

Среди проблем этой возрастной группы особенно популярен невроз с различными проявлениями:

  1. Головная боль, учащенное сердцебиение, тошнота, головокружение, депрессивный внешний вид и нестабильное настроение, которые являются симптомами невроза. Часто это списывают на «переходный возраст».
  2. Регулярные соматические болезни. В группе риска такие системы: пищеварительная, сердечно-сосудистая, эндокринная и дыхательная.

Эмоционально-идеаторный (с 11 до 17 лет)

На этом уровне патологического нервно-психического реагирования проявляются:

  1. Нарушения поведения. Наиболее распространены среди подростков различные фобии, расстройства пищевого поведения, агрессивность, проблемы с социализацией. Их порождают страхи и комплексы, навязанные окружением или близкими людьми. Состояние ребенка чаще всего улучшается лишь после посещения врача. Если проблему игнорировать, из подростка может вырасти алкоголик, наркоман или суицидник.
  2. Депрессивное расстройство. Период взросления связан со стрессами, которые провоцируют потерю контроля над своими чувствами и эмоциями. Это влечет неврозы и депрессии.

Симптомы нервных расстройств в детском возрасте

Основываясь только на перечисленные ниже признаки, не получится поставить точный диагноз. Однако знание симптомов позволит родителям сравнить поведение своего ребенка с сигналами отклонений и понять, нужна ли ему помощь.

Психотическое поведение

Подобное состояние подразумевает непривычное поведение ребенка, когда ему что-то видится и кажется. Если малыш регулярно вам рассказывает о несуществующих друзьях, голосах в его голове или странных образах, это однозначный повод посетить специалиста.

Суицидальное поведение

Если вы заметили у ребенка на руках порезы, или часто слышите о том, что он не хочет жить, не ругайте его – этим вы только усугубите состояние. В намерениях совершить суицид необходимо разбираться совместно с психиатром.

Невротическое поведение

В связи нарушениями эмоционального фона ребенок может испытывать постоянную грусть или раздражение. Потеря аппетита и сна также являются признаками того, что пора отвести подростка к психиатру.

Нарушение развития школьных навыков

Если ребенок отстает от своих одноклассников по школьной программе, несмотря на равное распределенное внимания учителя, это повод записаться на прием к врачу-психиатру. Трудности с восприятием информации могут возникать на фоне психических проблем, требующих корректировки.

Нарушения поведения

Симптоматика этого расстройства обширна. Причины обращения к психиатру:

  • невнимательность;
  • агрессия;
  • рассеянность;
  • гиперактивность.

Навязчивые мысли

Если подростка преследуют такие навязчивые идеи, как постоянное тщательное мытье рук, ходьба лишь по серым плиткам или выполнение случайного действия, чтобы не случилось что-то плохое, то вам однозначно стоит записаться на прием к психиатру.

Среди общих симптомов психических расстройств выделяют:

  • агрессивное поведение;
  • нестабильное или постоянно подавленное настроение;
  • потеря интереса к вещам, которые раньше радовали;
  • замедленная реакция;
  • отказ от еды;
  • нарушение мышления.

Диагностика

Как правило, родители обесценивают состояние их ребенка, ставя под сомнения чувства и эмоции, которые его волнуют. Взрослые оправдывают это либо капризами малыша, либо пубертатным периодом. Но причина далеко не всех детских истерик лежит на поверхности. Чаще всего за ними кроются какие-либо переживания или даже психические нарушения. Для обследования ребенка необходимо посетить таких врачей:

  • лор;
  • логопед;
  • невропатолог;
  • психиатр;
  • нейропсихолог.

Если расстройство обнаружено еще на начальных стадиях, скорректировать состояние малыша несложно. Любой родитель должен внимательно следить за поведением своего ребенка, чтобы вовремя предотвратить развитие возможного нарушения, которое может привести к инвалидности.

Для качественного и быстрого обследования посетите нашу Клинику La Salute, где опытные специалисты помогут не только выявить отклонения, но и скорректировать поведение ребенка, адаптировать его к жизни, разобраться в тактике общения в семье.

Комплексные программы

Нейропсихологическая программа  «Школьная успешность» (1 – 4 класc) Нейропсихология

Школьная успешность

2 нейропсихологических диагностики + 8 занятий и индивидуальный подбор развивающих занятий

После прохождения программы родители получат индивидуальную программу развития для дальнейшего самостоятельного закрепления результата

41 600 ₽

Лечение поведенческих отклонений у детей и подростков

Корректировку состояния ребенка необходимо проводить сразу же после выявления расстройства. Если оставить это на самотёк, то в дальнейшем больной станет более уязвим к вредным привычкам и суицидальным мыслям.

Способ лечения расстройств у детей напрямую зависит от таких факторов:

  • тяжести нарушения;
  • особенностей организма;
  • психоэмоционального типа;
  • возраста ребенка.

Для лечения применяются:

  • физиотерапия;
  • медикаментозные препараты – стабилизаторы, антипсихотики, стимуляторы, антидепрессанты и т.д.;
  • консультации психолога;
  • семейная психотерапия;
  • психокоррекция.

Способ лечения назначает исключительно врач – психиатр или психотерапевт. Многие расстройства требуют длительной корректировки.

Что следует делать родителям:

  • регулярно гулять с ребенком на свежем воздухе;
  • обеспечить правильное, здоровое питание;
  • не обделять малыша вниманием;
  • соблюдать рекомендации врача;
  • не обесценивать состояние больного, поддерживать во всем;
  • исключить наказания за проступки;
  • создать комфортную обстановку в семье.

Профилактические меры

Если вы знаете, что ваш ребенок входит в группу риска какого-либо расстройства, или просто хотите позаботиться о его ментальном здоровье, соблюдайте следующие правила:

  1. При необходимости посещайте детского психиатра.
  2. Обеспечьте ребенку полноценный отдых и уход, не перетруждайте его как физически, так и морально.
  3. Не ограничивайте его в любимых занятиях.
  4. Не забывайте регулярно узнавать у ребенка, как он провел день.
  5. Соблюдайте в семье комфортные, дружелюбные взаимоотношения. Малыш должен воспитываться без наказаний, чтобы у него не было ненужных стрессов.
  6. Посещайте различные психологические тренинги.

Не бойтесь осознать, что ваш ребенок может подвергнуться одному из нарушений, и не пренебрегайте психологической помощью. Если вы будете отрицать подавленное состояние малыша и не займетесь лечением его расстройства, проблема может усугубиться и перерасти в более тяжелые формы, которые затронут и дальнейшую взрослую жизнь ребенка.

Отзывы родителей

Наталья:

У моего сына ещё во время посещения детского сада начали проявлять признаки гиперактивности. Сразу же отвела его к нейропсихологу. За несколько месяцев занятий специалист нам очень помог. Были разные игровые упражнения на проработку концентрации внимания и усидчивости. Ребенка это заинтересовывало. После законченного курса я перешла на литературу и онлайн-статьи по этой теме и начала самостоятельно заниматься с сыном. Развивала его логику и мышление, как могла. В итоге он стал гораздо лучше обучаться. Начал интересоваться плаваньем и танцами.

Екатерина:

Сразу после родов мне объявили о том, что у моего сына ДЦП. Это было тяжело принять, но я решила, что опускать руки нет смысла, и занялась изучением различных способов его лечения. Подождала, пока он немного подрастет, и повела к врачу, так как ДЦП является психиатрическим клиническим заболеванием. Специалист провел какие-то тесты на мышление и вменяемость сына и назначил курс коррекции. Занимались абилитацией и обучались на дому по рекомендациям психиатра. Работы предстоит еще много, но я верю, что смогу помочь своему ребёнку.

Галина:

Моя 15-летняя дочь не слишком открытая. Раньше я считала ее просто таким человеком – тихим и скромным. Но около трех месяцев назад она пришла со школы вся в слезах и рассказала мне, что чувствует себя ужасно. Над ней издеваются одноклассники. Но самое плохое то, что на фоне стресса она начала худеть. И ладно бы обычным, здоровым способом. Она голодала и вызывала рвоту после каждого приема пищи на протяжении двух месяцев. Ее физическое состояние сильно ухудшилось, что неудивительно. Мне было стыдно от того, что на протяжении длительного времени не замечала ее проблем, но я была рада, что она решила мне это доверить. Сразу же повела ее к психиатру, оказалось, что это непсихотическое расстройство. Провели много совместных консультаций. В результате не только избавились от ее анорексии, но и улучшили взаимоотношения между нами.

 

Как вовремя распознать проблемы

Для того чтобы не только распознавать, но и предотвращать появление психических расстройств любых форм, необходимо уделять ребенку достаточно внимания, отмечать отклонения от привычного поведения. Нужно следить за своим отношением к малышу – исключить любые проявления насилия, не заставлять его делать то, чего не хочет и не ругать за проявления эмоций.

При обнаружении какого-либо из симптомов расстройства не стоит паниковать. Необходимо обратиться врачу-психиатру или нейропсихологу. В нашей Клинике La Salute работает опытные специалисты Антонова Стелла Леонидовна и Тищенко Татьяна Дмитриевна, которая диагностирует или исключит наличие психического отклонения, объяснит родителям, как нужно себя вести с ребенком, поможет провести коррекцию поведения малыша.

Комплексные программы

Нейропсихологическая программа  «Школьная успешность» (1 – 4 класc) Нейропсихология

Школьная успешность

2 нейропсихологических диагностики + 8 занятий и индивидуальный подбор развивающих занятий

После прохождения программы родители получат индивидуальную программу развития для дальнейшего самостоятельного закрепления результата

41 600 ₽

Записаться на прием
Страховые партнеры


Запись на прием

Врач: Психические расстройства у детей: основные виды отклонений, симптомы и признаки заболеваний

Стоимость приема: руб.

Дата:

Время: