Психические расстройства у детей: основные виды отклонений, симптомы и признаки заболеваний
Проявление психических расстройств у детей школьного возраста встречается довольно часто. Согласно статистике 2019 года, в России проблемы были выявлены у 900 тыс. несовершеннолетних. В 2020 врачи отмечали, что за 5 лет число детей с психическими расстройствами увеличилось на 20%.
Особенность патологий у несовершеннолетних в том, что в них сложнее разобраться, чем в нарушениях у взрослых. Более того, незначительный, на взгляд родителей, нюанс способен повлиять на развитие психики ребенка.
Взрослые могут не замечать изменений в поведении малыша, что приводит к запущенности проблемы. Важно знать основные признаки психических заболеваний у детей, чтобы своевременно заняться лечением, не ожидая ухудшения состояния ребенка.
Ведущие специалисты:
Нейропсихолог
Клинический психолог
Семейный психолог
Опыт более 10 лет
6 000 руб.
Что такое психические расстройства у детей
Психические расстройства – это нарушения психики ребенка или же дефицитарное развитие, которые выражаются в состояниях, отличных от нормальных для определенного возраста.
Различные расстройства чаще проявляются у детей с 3-4 до 12 лет. Но лишь 40% больных получают необходимую психологическую помощь. Зачастую это связано с обесцениванием их чувств. Родители думают, что малыш сочинил все, показывает характер или просто не понимает суть происходящих вещей. Но если своевременно не заняться лечением ребенка, его состояние может ухудшиться и сказаться на дальнейшем развитии или социализации.
Основные психические заболевания у детей условно делят на 3 группы:
- Отклонения в развитии. Заболевания, затрагивающие обучение ребенка базовым вещам, влияют на такие факторы, как: память, внимание, мышление, дизонтогенез письменной и устной речи, слуха. Как правило, в школе такие дети учатся хуже, чем сверстники.
- Отклонения в поведении. Некоторые расстройства напрямую влияют на социальные взаимодействия ребенка с окружающими. Это может сказаться на его адаптации, соблюдении установленных правил и отношениях со сверстниками. Нередко приводит к алкоголизму или наркомании.
- Эмоциональные отклонения. Ситуации, влияющие на нервную систему ребенка, могут привести к различным психологическим травмам. Чаще всего они проявляются в нежелании общаться с окружающими, социофобии, тревожности и агрессии.
Список распространенных нарушений психики
Расстройства принято делить на различные типы и группы в зависимости от общих признаков и причин. Рассмотрим основные из них.
Детские страхи
Этот вид расстройства сопровождается повышенной тревожностью, из-за которой ребенок испытывает сильный страх даже в объективно безопасной ситуации. Распространены такие фобии:
- повышенное внимание со стороны окружающих;
- перелеты;
- боязнь одиночества.
Расстройства настроения
Данный тип делится на два вида нарушений:
- Биполярное расстройство. Состояние ребенка нестабильное, хорошее настроение без особой причины сменяется подавленным, изредка наступает «нейтральная» фаза, может развиться мания.
- Депрессивное расстройство. Только подавленное состояние, без приступов мании.
Проявляться эти признаки могут с 5-6 лет, но более распространены среди подростков. Это обусловлено половым созреванием и трудностями с социальной адаптацией. Также в списке причин: серьезный стресс, пережитая травма или генетическая предрасположенность.
Шизофрения
Имеет несколько классификаций со схожими симптомами:
- Шизоаффективное расстройство. Смешанный вид с симптомами аффективных и шизофренических нарушений. В промежутках между приступами, которые могут длиться несколько дней, душевное состояние больного мало отличается от нормального. Но после 4-5 приступов начинаются необратимые изменения личности.
- Шизотипическое расстройство. Для больных характерно эксцентричное поведение, странное мышление и проявление эмоций. Нарушение отличается от классической шизофрении, но с трудом поддается диагностике.
- Шизофреническое расстройство. Основной фактор – стабильное изменение личности, не поддающееся лечению. Дети раннего возраста меньше подвержены этому заболеванию, но в большинстве случаев его можно диагностировать с 2-3 лет. Главный симптом – потеря интереса к развлечению, отсутствие реакции на проявление чувств. Может развиться вследствие перенесенного стресса, но также передается по наследству.
Перечисленные виды шизофрении неизлечимы. Они поддаются коррекции, в результате которой можно добиться улучшений состояния ребенка.
Эпилепсия
Причиной этого заболевания может быть как наследственный фактор, так и экзогенный. Например, нарушения центральной нервной системы или перенесенные инфекционные болезни. При проявлении приступа состояние ребенка полностью меняется – он испытывает беспокойство и галлюцинации, его потоотделение резко повышается. Заключительный этап – потеря сознания и судороги мышц, выделение пены изо рта.
Нарушения пищевого поведения
В основной группе риска этого нарушения психики находятся девушки-подростки. Оно проявляется в таких типах:
- Нервная анорексия. Развивается вследствие неверного восприятия своего тела из-за эмоционального насилия как со стороны окружения, так и со стороны родителей. Ребенок отказывается от еды до тех пор, пока не станет, по его мнению, достаточно худым.
- Нервная булимия. Проявляется в компульсивном переедании и рвотой после этого. Таким способом ребенок пытается избавить свой организм от съеденного, чтобы не набрать вес.
При таких нарушениях следует как можно скорее приступить к лечению, ведь подобное поведение приводит не только к стрессам, но и к возникновению проблем со здоровьем, вплоть до летального исхода.
Расстройства сна
Разговоры и хождение во сне, как правило, считаются безобидными. Часто они проходят к 15 годам и не напоминают о себе в дальнейшем. Лечение ограничивается поиском и проработкой с психологом причин, спровоцировавших нарушение. Но при возникновении бессонницы следует своевременно пройти диагностику. Это может являться симптомом заболевания внутренних органов.
Умственная отсталость
Если легкая форма этой патологии дает о себе знать только при обучении ребенка в школе, то тяжелая заметна еще в первые годы его жизни.
Среди причин возникновения УО можно выделить:
- черепно-мозговые травмы;
- терапевтические или неврологические заболевания;
- нейроинфекции;
- генетическая предрасположенность.
Протекание расстройства осложнено тем, что ребенок сильно выделяется на фоне остальных. Как по поведению, так и по интеллектуальным навыкам. Нередко это приводит к эмоциональному насилию со стороны сверстников, что может усугубить состояние больного.
Аутизм
Детский аутизм или же синдром Аспергера – проявление асинхронии развития ребенка. При заболевании малыш имеет хорошие показатели по интеллектуальным и когнитивным факторам, но сильно отстает в эмоциональной и волевой функции от своих сверстников. В результате данного нарушения больной не может приобрести коммуникативный навык и вырастает замкнутым человеком. Живет в собственном мире фантазий, в который не пускает никого.
Задержка психического развития
Ребенок с ЗПР обладает незрелой личностью и медленным развитием:
- психически-эмоциональной сферы;
- интеллекта;
- речевой функции;
- мышления;
- внимания.
Нервно-психическое расстройство схоже с умственной отсталостью, но отличается локализацией нарушений. Если у ребенка с УО слабое место – интеллект, то у малыша с ЗПР – эмоциональная и волевая сфера.
Синдром дефицита внимания
Наиболее распространённое расстройство среди детей всех возрастов. Среди симптомов выделяются:
- затрудненная концентрация;
- импульсивность;
- гиперактивность;
- неумение слушать;
- рассеянность.
Обычно это проходит с возрастом, но для предотвращения негативных последствий лучше посетить психиатра.
Иногда проблема усугубляется из-за внешних факторов, к которым ребенок особо чувствителен в определенный период жизни. Распространенные отклонения описаны в таблице.
Возраст | Возможные нарушения |
---|---|
Дошкольник (3-6 лет) | На фоне стресса может развиться энурез – то есть, недержание мочи. Также часты случаи обгрызания ногтей или чесания кожи головы. Обычно такие дети боятся спать в комнате без родителей, особенно с выключенным светом. Помимо этого, ребенок дошкольного возраста подвержен таким невротическим расстройствам, как: бессонница, капризность, плаксивость, заикание. |
Начальные классы (7-8-9 лет) | При поступлении в первый класс дети часто сталкиваются с проблемой адаптации в школе. Трудности в установлении контакта с одноклассниками вызывают стресс, что приводит к невротическим отклонениям. Ребенок становится истеричным, может нарушать установленные обществом правила, не осознавая этого. |
Подросток (10-12 лет) | Дети подросткового возраста требует повышенного внимания от родителей и учителей. В этот период они больше всего подвержены различным расстройствам, основанным на конфликтах с окружающими и неуверенностью в себе. Самая частая проблема – суицидальное поведение, вызванное депрессией и стрессом. Среди девушек нередки случаи аноректического синдрома из-за тенденции худого тела. |
Развитие психических отклонений по возрастам
При диагностике и лечении психических расстройств специалисты учитывают возраст ребенка, поскольку одни симптомы отклонений могут проявляться только до 3 лет, а другие значительно позже. Причины проблем также разные. Ученые выделяют несколько уровней патологического нервно-психического реагирования детей на различные раздражители.
Соматовегетативный (от 0 до 3 лет)
Проявляется в таких формах:
- Аффективно-респираторные приступы в связи с резкой сменой окружающей обстановки. К примеру, если испугать ребенка или неожиданно погрузить его в воду, даже на первом месяце жизни можно спровоцировать возникновение этого расстройства. Сам приступ проявляется как протяжный крик малыша, напряжение мышц шеи и задержка дыхания.
- Нарушения сна. Выражаются по-разному: от длительной бессонницы до резкого пробуждения иногда сопровождающимся криком. Их возникновение провоцируют такие факторы: неудобная поза для сна, неподходящая обстановка или боли различного характера. Как правило, расстройство сохраняется надолго, закрепляясь в подсознании ребенка как рефлекс.
- Нарушения питания. Причиной тому могут послужить болезненные ощущения во время еды, например, газообразование или неврогенный пилороспазм. Это может перерасти в срыгивание и приступы рвоты.
- Ночные кошмары. Неприятные сновидения сказываются не только на качестве сна ребенка, но и на его ментальном здоровье. Регулярные кошмары вызывают у него дезориентированное состояние, в котором он не узнает ни родителей, ни комнату. Часто ночные страхи не проходят быстро, а сохраняются в течение длительного времени.
- Страх глотания, возникающий из-за дискомфорта при кормлении. Вызывает нарушения аппетита. Ребенок долго кушает и тщательно пережевывает пищу, перед тем как проглотить.
- Нервная анорексия, причиной которой становится обычная рвота. Употребление твердой и жидкой еды, особенно такой, как каша с комочками и молоко с пенкой, провоцирует рвотный позыв у ребенка. Со временем это закладывается в психике малыша, и рвотный рефлекс может возникнуть даже при виде еды, от которой его тошнило.
Психомоторный (с 3 до 7 лет)
В этот период возможны такие отклонения:
- Невротические тики. Дети могут корчить лицо, дёргано моргать или пожимать плечами, раскидывать рукам. Возникают отклонения на фоне перенесенного стресса, но могут проявляться и в спокойном состоянии. Если не говорить малышу о его проблеме, он не будет концентрировать на ней внимание, сможет проще избавиться от нарушения.
- Заикание. Проблема проявляется в период формирования мышления и речевой функции. Данное расстройство опасно тем, что может спровоцировать комплексы у самого ребенка и насмешки со стороны окружающих, что приведет к новым расстройствам.
- Нарушения сна. Сочетают в себе сноговорение, снохождение, бессонницу и боязнь темноты. Единственный вариант, который устроит ребенка с таким нарушением – спать вместе с родителями, чтобы чувствовать себя в безопасности.
Аффективный (от 7 до 11 лет)
Среди проблем этой возрастной группы особенно популярен невроз с различными проявлениями:
- Головная боль, учащенное сердцебиение, тошнота, головокружение, депрессивный внешний вид и нестабильное настроение, которые являются симптомами невроза. Часто это списывают на «переходный возраст».
- Регулярные соматические болезни. В группе риска такие системы: пищеварительная, сердечно-сосудистая, эндокринная и дыхательная.
Эмоционально-идеаторный (с 11 до 17 лет)
На этом уровне патологического нервно-психического реагирования проявляются:
- Нарушения поведения. Наиболее распространены среди подростков различные фобии, расстройства пищевого поведения, агрессивность, проблемы с социализацией. Их порождают страхи и комплексы, навязанные окружением или близкими людьми. Состояние ребенка чаще всего улучшается лишь после посещения врача. Если проблему игнорировать, из подростка может вырасти алкоголик, наркоман или суицидник.
- Депрессивное расстройство. Период взросления связан со стрессами, которые провоцируют потерю контроля над своими чувствами и эмоциями. Это влечет неврозы и депрессии.
Симптомы нервных расстройств в детском возрасте
Основываясь только на перечисленные ниже признаки, не получится поставить точный диагноз. Однако знание симптомов позволит родителям сравнить поведение своего ребенка с сигналами отклонений и понять, нужна ли ему помощь.
Психотическое поведение
Подобное состояние подразумевает непривычное поведение ребенка, когда ему что-то видится и кажется. Если малыш регулярно вам рассказывает о несуществующих друзьях, голосах в его голове или странных образах, это однозначный повод посетить специалиста.
Суицидальное поведение
Если вы заметили у ребенка на руках порезы, или часто слышите о том, что он не хочет жить, не ругайте его – этим вы только усугубите состояние. В намерениях совершить суицид необходимо разбираться совместно с психиатром.
Невротическое поведение
В связи нарушениями эмоционального фона ребенок может испытывать постоянную грусть или раздражение. Потеря аппетита и сна также являются признаками того, что пора отвести подростка к психиатру.
Нарушение развития школьных навыков
Если ребенок отстает от своих одноклассников по школьной программе, несмотря на равное распределенное внимания учителя, это повод записаться на прием к врачу-психиатру. Трудности с восприятием информации могут возникать на фоне психических проблем, требующих корректировки.
Нарушения поведения
Симптоматика этого расстройства обширна. Причины обращения к психиатру:
- невнимательность;
- агрессия;
- рассеянность;
- гиперактивность.
Навязчивые мысли
Если подростка преследуют такие навязчивые идеи, как постоянное тщательное мытье рук, ходьба лишь по серым плиткам или выполнение случайного действия, чтобы не случилось что-то плохое, то вам однозначно стоит записаться на прием к психиатру.
Среди общих симптомов психических расстройств выделяют:
- агрессивное поведение;
- нестабильное или постоянно подавленное настроение;
- потеря интереса к вещам, которые раньше радовали;
- замедленная реакция;
- отказ от еды;
- нарушение мышления.
Диагностика
Как правило, родители обесценивают состояние их ребенка, ставя под сомнения чувства и эмоции, которые его волнуют. Взрослые оправдывают это либо капризами малыша, либо пубертатным периодом. Но причина далеко не всех детских истерик лежит на поверхности. Чаще всего за ними кроются какие-либо переживания или даже психические нарушения. Для обследования ребенка необходимо посетить таких врачей:
- лор;
- логопед;
- невропатолог;
- психиатр;
- нейропсихолог.
Если расстройство обнаружено еще на начальных стадиях, скорректировать состояние малыша несложно. Любой родитель должен внимательно следить за поведением своего ребенка, чтобы вовремя предотвратить развитие возможного нарушения, которое может привести к инвалидности.
Для качественного и быстрого обследования посетите нашу Клинику La Salute, где опытные специалисты помогут не только выявить отклонения, но и скорректировать поведение ребенка, адаптировать его к жизни, разобраться в тактике общения в семье.
Комплексные программы
Лечение поведенческих отклонений у детей и подростков
Корректировку состояния ребенка необходимо проводить сразу же после выявления расстройства. Если оставить это на самотёк, то в дальнейшем больной станет более уязвим к вредным привычкам и суицидальным мыслям.
Способ лечения расстройств у детей напрямую зависит от таких факторов:
- тяжести нарушения;
- особенностей организма;
- психоэмоционального типа;
- возраста ребенка.
Для лечения применяются:
- физиотерапия;
- медикаментозные препараты – стабилизаторы, антипсихотики, стимуляторы, антидепрессанты и т.д.;
- консультации психолога;
- семейная психотерапия;
- психокоррекция.
Способ лечения назначает исключительно врач – психиатр или психотерапевт. Многие расстройства требуют длительной корректировки.
Что следует делать родителям:
- регулярно гулять с ребенком на свежем воздухе;
- обеспечить правильное, здоровое питание;
- не обделять малыша вниманием;
- соблюдать рекомендации врача;
- не обесценивать состояние больного, поддерживать во всем;
- исключить наказания за проступки;
- создать комфортную обстановку в семье.
Профилактические меры
Если вы знаете, что ваш ребенок входит в группу риска какого-либо расстройства, или просто хотите позаботиться о его ментальном здоровье, соблюдайте следующие правила:
- При необходимости посещайте детского психиатра.
- Обеспечьте ребенку полноценный отдых и уход, не перетруждайте его как физически, так и морально.
- Не ограничивайте его в любимых занятиях.
- Не забывайте регулярно узнавать у ребенка, как он провел день.
- Соблюдайте в семье комфортные, дружелюбные взаимоотношения. Малыш должен воспитываться без наказаний, чтобы у него не было ненужных стрессов.
- Посещайте различные психологические тренинги.
Не бойтесь осознать, что ваш ребенок может подвергнуться одному из нарушений, и не пренебрегайте психологической помощью. Если вы будете отрицать подавленное состояние малыша и не займетесь лечением его расстройства, проблема может усугубиться и перерасти в более тяжелые формы, которые затронут и дальнейшую взрослую жизнь ребенка.
Отзывы родителей
Как вовремя распознать проблемы
Для того чтобы не только распознавать, но и предотвращать появление психических расстройств любых форм, необходимо уделять ребенку достаточно внимания, отмечать отклонения от привычного поведения. Нужно следить за своим отношением к малышу – исключить любые проявления насилия, не заставлять его делать то, чего не хочет и не ругать за проявления эмоций.
При обнаружении какого-либо из симптомов расстройства не стоит паниковать. Необходимо обратиться врачу-психиатру или нейропсихологу. В нашей Клинике La Salute работает опытные специалисты Антонова Стелла Леонидовна и Тищенко Татьяна Дмитриевна, которая диагностирует или исключит наличие психического отклонения, объяснит родителям, как нужно себя вести с ребенком, поможет провести коррекцию поведения малыша.
Комплексные программы
Задайте вопрос специалистам
Клиники La Salute
Если Вас беспокоит состояние здоровья, и Вы не уверены стоит ли обращаться
в клинику или не знаете к какому врачу записаться - напишите нам!
Специалисты клиники ответят Вам на телефон, указанный при заполнении
формы-заявки.