Клиника La Salute метро Таганская
+7 (499) 150-22-22
Ежедневно с 8:00 до 21:00

Что делать, если ребенок не понимает обращенную речь: норма и патология, правила взаимодействия, коррекция

Расстройство рецептивной речи подразумевает полное или частичное отсутствие слухового восприятия сказанных слов. Глухота к этому не имеет никакого отношения, главная проблема таится в мозге малыша и его психическом состоянии.

Если ваш ребенок не понимает обращенную речь в 3 года – это повод задуматься о его состоянии. Некоторые родители считают нормой запоздалое развитие малыша, но иногда подобный фактор является симптомом серьезной болезни. Рассмотрим, в каком случае небольшие задержки в развитии речи закономерны, а когда говорят о нарушениях, что делать родителям при выявлении патологий.

Что делать, если ребенок не понимает обращенную речь: норма и патология, правила взаимодействия, коррекция

Ведущие специалисты:

Тищенко Татьяна Дмитриевна

Нейропсихолог
Клинический психолог
Семейный психолог
Опыт более 10 лет

6 000 руб.

Как понять, что ребенок не понимает речь

Взрослым ошибочно может показаться, что малыш плохо воспринимает их речь. Поэтому важно отличать норму от отклонения. Существуют основные признаки расстройства:

  1. Нарушение понимания. В этом случае ребенок:

    • не реагирует на обращение к нему, будто глухой;
    • откликается на шепот, но не на громкую речь;
    • не отзывается;
    • не понимает одну и ту же просьбу, сформулированную по-разному;
    • путает смысл вопросов и дает ответы наугад;
    • отвечая на фразу, обращает особое внимание на выражение лица взрослого;
    • просьбы, сделанные в непривычной обстановке, встречает с растерянностью и непониманием;
    • постоянно повторно проговаривает заданный вопрос.
  2. Отражение поведения взрослого. Ребенок часто повторяет жесты говорящего с ним человека или фразы, услышанные из мультиков и телепередач. Делает он это неосознанно, считая такое собственной инициативой. Чем сильнее расстройства, тем больше повторенных фраз встречается в его речи.
  3. Возможность инициации. Несмотря на плохое понимание, ребенок все же может начинать разговор первым с правильных фраз и вступать в диалог.
  4. Сниженная коммуникативность. Ребенок помнит, чем закончились предыдущие его попытки поддерживать разговор, когда неправильно вставленные по смыслу фразы приводили к агрессии или насмешкам. Подобный негативный опыт заставляет его избегать любых социальных взаимодействий. Среди сверстников он предпочитает общаться с тихими ребятами и не связываться с активными «заводилами».
  5. Повышенная продуктивность при выполнении наглядных задач, объясняемых неречевым образом.
  6. Стремление к постоянству. Ребенок с данным расстройством всегда будет желать сохранить свой круг общения неизменным из-за непонимания других взрослых.
  7. Повышенная тревожность. Это не является симптомом самого рецептивного расстройства, но данный признак вызван нарушением адаптации. Окружение и семья напрямую влияют на степень тревожности ребенка.
  8. Навязчивые действия. Покусывание губ, заламывание пальцев рук и многие другие привычки являются признаком напряжения, вызванного нарушением адаптации.
  9. Невозможность контролировать свое поведение. Часто среди детей с рецептивным расстройством встречаются гиперактивные и импульсивные. При отсутствии взрослого, который регулирует его действия, это проявляется особенно сильно.

Если несколько из перечисленных симптомов совпали с поведением ребенка, но нет уверенности, что у него имеется рецептивное расстройство, можно провести следующие тесты.

Для ребенка от 1,5 года до 3 лет

Попросить принести малыша любой предмет: игрушки, фрукты, овощи. Если он выполнит просьбу или просто посмотрит на названную вещь, то нарушение у него отсутствует.

Для ребенка 3 и более лет

Малыша можно считать здоровым, если он в состоянии:

  1. Выполнить любую сложную просьбу. Например, взять игрушку и положить в ящик.
  2. Указать на картинки с определенным действием. Например, найти человека, который ест или спит.

При тестировании стоит учитывать, что ребенок может знать именно тот набор слов, которые от него требуются. Поэтому данный способ нельзя считать полностью достоверным.

Возможные причины того, почему ребенок не понимает речь

Данный симптом сопровождает множество расстройств и болезней. Чтобы определить причину нарушения, необходимо посетить специалиста для дальнейшей диагностики. Рассмотрим факторы, вызывающие непонимание обращенной речи.

Тугоухость

Оглохшие в раннем возрасте или рожденные глухими дети, не воспринимают даже неречевые звуки. Из-за такого ограничения в познании окружающего мира развивается интеллектуальный дефицит, возникают трудности с обучением.

Синдром Маугли

«Дети-маугли» не имеют опыта общения с людьми, так как с детства находились в изоляции или среди зверей. Из-за этого у них отсутствует понимание речи. Развитие социальных навыков происходит путем подражания окружающим. Они повторяют услышанные звуки и жесты, но не могут дать адекватную реакцию на обращения.

Аутизм

Дети с низкофункциональной формой аутизма имеют плохую степень слухового восприятия. Однако они понимают речь избирательно, реагируя только на темы, вызывающие у них большой интерес, при этом, не откликаясь на собственное имя и не отвечая на просьбы.

Алалия

Дети с сенсорной алалией не делят звуки на речевые и неречевые, а также не говорят сами. Речь людей они воспринимают как бессмысленный шум. Не могут связать предмет и его название. В легкой степени заболевания возможно понимание некоторых слов.

Синдром Ландау-Клеффнера

В отличие от предыдущих расстройств, при этом заболевании рецептивное нарушение проявляется в возрасте с 3 до 7 лет в течение полугода. Сначала ребенок теряет возможность понимания речи, а затем и самостоятельного высказывания. Также к симптомам относят эпилептические приступы.

Афазия

При разных формах афатического синдрома проявляются различные признаки. Может присутствовать абсолютное непонимание фраз или лишь частичное.

Краткая характеристика видов патологии:

  1. Семантическая. Главный дефект этого типа заболевания – импрессивный аграмматизм, то есть ребенок не понимает сложные речевые обороты, которые отражают причинно-следственные и пространственные отношения.
  2. Динамическая. Подразумевает частичное понимание речи из-за отсутствия концентрации внимания.
  3. Тотальная. При этой форме сохраняется лишь ситуативное восприятие, отвлеченные темы ребенку недоступны для понимания. Он не может как воспринимать, так и связано разговаривать.
  4. Акустико-мнестическая. Короткие фразы понимаются ребенком без проблем, но, услышав развернутый речевой ряд, он теряется, поскольку не может сохранить в памяти большое количество информации.
  5. Акустико-гностическая. Ребенок реагирует только на жесты и мимику взрослого, не воспринимая просьбы на слух.

Умственная отсталость

Врожденная олигофрения подразумевает скудный словарный запас, нарушения звукопроизношения и проблемы с анализом информации.

Степень изменения восприятия речи зависит от уровня заболевания:

  1. Идиотия – понимание практически нулевое, за исключением частичной реакции на мимику и жестикуляцию.
  2. Имбецильность – воспринимает только узкий круг ситуативных, бытовых тем. Новую информацию ребенок принимает с большим трудом.
  3. Дебильность – больной может поддержать легкий разговор, но не обладает развитыми абстрактным и логическим мышлениями.

Слабоумие

Помимо ослабления интеллекта, детей с этим заболеванием преследует сниженная речевая активность. Симптомы сравнимы с тотальной формой афазии.

Речевые нормы для детей

Судить о наличии или отсутствии патологии помогает знание того, что должны уметь дети в разном возрасте.

Возраст Норма развития слуховых навыков
От 0 до 1,5 лет Ребенок вслушивается в голос родителя, реагирует на интонацию. Различает голоса близких, знает собственное имя. Воспринимает простейшие просьбы, например, прекратить какое-то действие или подать руку. К 1,5 годам начинает понимать названия некоторых предметов и узнает их на картинках
От 1,5 до 2 лет Ребенок может указать на определенное действие на сюжетном рисунке, например, показать, кто спит или ест
От 2 до 3 лет Способен выполнять просьбы с множеством действий, например, пройти в другую комнату и взять яблоко из чашки. Понимает услышанные сказки и рассказы
От 4 до 5 лет Ребенок воспринимает сложноподчиненные предложения, а также значение разных предлогов

Как помочь ребенку

Малышу важно обеспечить условия развития. В этом должны участвовать родные люди и специалисты.

Правила взаимодействия родителей с ребенком

Малышу с данным нарушением необходима не только психологическая и медицинская помощь, но и понимание со стороны мамы и папы.

Для того чтобы облегчить обучение, взрослым необходимо:

  1. Регулярно выводить ребенка на прогулку.
  2. Совместно читать легкие рассказы с картинками.
  3. Проводить обучающие занятия.
  4. Составлять фразы из слов, доступных для понимания ребенка. Например, заменить предложение «пойдем откроем дверь» простым словом «дверь».
  5. Ограничить просмотр телевизора. Малыш будет запоминать случайные слова и фразы из рекламы и мультиков, что затруднит его обучение.
  6. Обеспечить ребенку чувство защищенности и взаимопонимания. Исключить наказания за проступки.
  7. Наблюдать за тем, как малыш реагирует на вашу речь. Например, он может: игнорировать просьбу или делать не то, о чем попросили, лучше воспринимать информацию от одного из родителей, внимательно следить за жестами.
  8. Каждое действие сопровождать одним и тем же комментарием. Например, если вы зовете малыша на прогулку, каждый раз повторяйте «идем гулять».

Обращаясь к ребенку, следует соблюдать данные правила:

  • при разговоре смотреть малышу в лицо;
  • озвучивать действия, недавно совершенные вместе, например: «мы кушали» или «мы ездили в парк»;
  • говорить максимально короткими фразами;
  • слова произносить громко, ясно и четко, не искажая интонацию;
  • указывать на называемый предмет.

Медицинская помощь

При обнаружении симптомов рецептивного расстройства первое, что вам следует сделать – записаться на прием к нескольким специалистам:

  1. Неврологу.
  2. Отоларингологу. Врач подтвердит или исключит наличие заболеваний ушной раковины.
  3. Логопеду. Оценит степень развития речи, поможет овладеть языком.
  4. Психиатр, который будет работать над предотвращением появления психических отклонений у ребенка.

В ходе обследования вас могут перенаправить к другим врачам, а также выписать витамины или ноотропы для облегчения обучения. Также для лечения применяют массажи, физиопроцедуры, психологическую коррекцию.

Нейропсихологическое сопровождение

Нейропсихология помогает оценить нарушения детально. При обследовании врач изучает системно-динамические перестройки мозга ребенка. Это позволяет разработать индивидуальный план лечения, затрагивающий все аспекты рецептивного расстройства.

Для того чтобы обследоваться у опытного специалиста, посетите клинику La Salute. Здесь работает нейропсихолог со стажем 30 лет. Антонова Стелла Леонидовна разберется в вашей проблеме, составит индивидуальный план корректировки состояния ребенка, поможет малышу наладить общение со сверстниками и взрослыми.

Логопедическая коррекция

Помощь логопеда необходима на протяжении всей коррекции расстройства. Она может проводиться как индивидуально, так и в группе из нескольких детей.

Возможные методы занятий:

  • томатис – наиболее эффективен при возникновении расстройства на первых двух степенях развития речевого восприятия;
  • ABA-программа – интенсивная проработка диагноза, сформированная на индивидуальных особенностях;
  • логоритмика – система двигательных упражнений, в которых движения сочетаются с произнесением специальных фраз или музыкальным сопровождением.

Занятия с логопедом направлены на всестороннее развитие ребенка, познание окружающей среды и адаптацию.

В результате коррекции прорабатываются:

  • восприятие;
  • память;
  • внимание;
  • коммуникативные навыки;
  • речевые расстройства.

Как себя вести родителям, если ребенок не воспринимает обращенную речь

Маме и папе может быть очень трудно воспитывать малыша с рецептивным расстройством, поскольку ребенок не обращает внимания на речь взрослого. Из-за его нестабильного поведения, повышенной тревожности и капризов без видимой причины, кажется невозможным его как-либо обучать восприятию услышанной информации.

Однако не стоит отчаиваться и оставаться один на один с проблемой. Необходимо обратиться к специалистам, чтобы они могли комплексно разобраться в нарушении и разработать эффективную методику коррекции. Нейропсихолог в клинике La Salute проводит не только диагностику, позволяющую выявить источник отклонений, но и помогает стимулировать развитие детей с различными формами нарушений.

Комплексные программы

Нейропсихологическая программа  «Школьная успешность» (1 – 4 класc) Нейропсихология

Школьная успешность

2 нейропсихологических диагностики + 8 занятий и индивидуальный подбор развивающих занятий

После прохождения программы родители получат индивидуальную программу развития для дальнейшего самостоятельного закрепления результата

41 600 ₽

Записаться на прием
Страховые партнеры


Запись на прием

Врач: Что делать, если ребенок не понимает обращенную речь: норма и патология, правила взаимодействия, коррекция

Стоимость приема: руб.

Дата:

Время: