Клиника La Salute метро Таганская
+7 (499) 150-22-22
Пн-Вс: 8:00-20:30

ЗПР у ребенка школьного возраста: что делать родителям, как лечить задержку психического развития

Задержка психического развития диагностируется с 3 лет. Чем раньше родители обратят внимание на проблему, тем лучше. Когда выявляют ЗПР у детей школьного возраста, встает вопрос о том, что делать родителям, как лечить заболевание. Нередко врач не снимает диагноз к школе, поэтому необходимо продолжать корректировку развития ребенка. В статье расскажем, к каким специалистам обращаться, рассмотрим особенности и методы лечения. Разберем случаи, когда назначают медикаменты.

ЗПР у ребенка школьного возраста: что делать родителям, как лечить задержку психического развития

Нейропсихолог
Клинический психолог
Семейный психолог

Стаж работы: более 30 лет

Стоимость приема: 6 000 руб.

Антонова Стелла Леонидовна имеет опыт преподавания в ВУЗе различных направлений психологии. Автор нейропсихологической коррекционно-развивающей программы для детей начальной школы «Движение тела – движение мысли», а также множества статей и публикаций в научно-популярных сборниках. Автор и ведущая программы для специалистов и родителей «Нейропсихологический подход к проблеме эмоциональных нарушений у детей и подростков». Эксперт Центра изучения и сетевого мониторинга молодёжной среды.

Online запись к врачу

  • 07
    октября
    Пятница
  • 08
    октября
    Суббота
  • 10
    октября
    Понедельник
  • 11
    октября
    Вторник
  • 14
    октября
    Пятница
  • 15
    октября
    Суббота
  • 17
    октября
    Понедельник
  • 18
    октября
    Вторник
Выберите доступное время:
form_star

Запись в лист ожидания

Если подходящий день и время уже заняты, оставьте свои контакты. Мы внесем Вас в лист ожидания и сообщим если нужная запись станет доступной.

К каким специалистам обращаться, если у ребенка задержка психического развития

Обследование должна осуществлять психолого-медико-педагогическая комиссия. В её состав входят:

  1. Детский психолог, способный отличить ЗПР от других проблем или установить, что школьник формируется в пределах нормы.
  2. Логопед, анализирующий развитие речевого аппарата, выявляющий проблемы по своему профилю.
  3. Дефектолог – в узком смысле, коррекционный педагог. В широком – специалист, оказывающий помощь малышам дошкольного возраста и ребятам постарше, у которых выявили отклонения в развитии.
  4. Педиатр, выступающий в качестве некого координатора. Выясняет общие проблемы и решает, какие узкие специалисты могут с ними справиться.
  5. Детский невролог, определяющий заболевания по профилю.
  6. Нейропсихолог, помогающий развивать мозг ребенка через игровые и двигательные техники.
  7. Психиатр.

В состав комиссии при необходимости могут быть включены другие специалисты.

Перечисленные врачи собирают и изучают анамнез, анализируют условия жизни пациента, проводят нейропсихологическое тестирование, обследуют речь, читают имеющуюся медицинскую документацию, относящуюся к школьнику, беседуют с пациентом.

Заключение о наличии или отсутствии ЗПР у ребенка делают на основании данных, полученных в результате обследования. Но если понадобится, могут назначить электроэнцефалограмму, компьютерную томографию, МРТ и так далее.

Особенности корректировки ЗПР у школьников

Лучше, когда задержку психического развития выявляют в более раннем возрасте. Но ситуации бывают разные:

  • родители не обращали внимания на то, что у малыша есть отклонение, не приходили ранее к врачу с этой проблемой;
  • специалисты проводили корректировку в дошкольном возрасте, но диагноз не сняли, ребенку еще требуется лечение.

ЗПР – пограничное состояние между нормой и умственной отсталостью. И проблема не только в задержке развития психики, страдает всё: память, внимание, эмоции, волевая сфера.

Если у малыша в 3-4 года остались тревожные симптомы, то в школе с ними справиться сложнее. Например, от ребенка будут требовать вести себя тихо, спокойно, не вставать с места. А он из-за сниженной способности контролировать свое поведение не в состоянии все это выполнять. Велика вероятность появления социальной дезадаптации.

Ребенок с задержкой в развитии не сможет:

  • нормально учиться;
  • запоминать большие объемы информации;
  • без проблем общаться со сверстниками и педагогами;
  • проявлять активность там, где это требуется, и сдерживать себя в моменты, когда нужно просто сидеть тихо и слушать.

В сложных случаях ЗПР, если её не лечить, может превратиться в умственную отсталость.

Проще и эффективнее поработать определенное количество времени с дошкольником, на которого пока не возлагают большую нагрузку в плане обучения. Желательно провести полную корректировку до 7-летнего возраста.

При грамотной работе специалистов ребенок не будет отставать от своих одноклассников. ЗПР – это отклонение, которое вполне поддается корректировке. Нужно лишь заручиться помощью врачей.

Методы лечения ЗПР для школьников

Задержка психического развития у ребят, которым уже исполнилось 7-8 лет, – не приговор. Лечить ЗПР у школьников можно. Это делают несколькими методами:

  • массаж;
  • занятия с логопедом;
  • сеансы психотерапии;
  • игротерапия;
  • лечебная гимнастика, водолечение;
  • развитие мелкой моторики;
  • иглорефлексотерапия;
  • микрополяризация и другие.

Часто методы используются в комплексе для достижения наилучшего эффекта.

Массаж

Проводится специалистом. Но при необходимости и наличии нужных навыков может осуществляться дома родителями. Задачи метода:

  • расслабление;
  • приведение организма в тонус;
  • воздействие на конкретные мышцы;
  • снятие болей.

Специалист смотрит по ситуации и назначает нужные виды массажа.

Занятия с логопедом

Направлены на развитие речевого аппарата, пополнение словарного запаса, укрепление языка, мышц нижней челюсти, лица, губ. Ребенок преодолевает трудности в дыхании, голосообразовании. Дополнительно может применяться логопедический массаж.

Вырабатываются:

  • мотивация к речевой деятельности;
  • мелкая моторика;
  • понимание речи;
  • фонетический слух.

Речевые нарушения можно исправлять с 2-летнего возраста.

Сеансы психотерапии

Психолог занимается развитием эмоционально-волевой сферы. Используются такие виды терапии:

  • игровая;
  • песочная;
  • сказкотерапия;
  • арт и другие.

В Клинике La Salute работает нейропсихолог с более чем 30-летним стажем – Антонова Стелла Леонидовна. Вы можете записаться на прием на сайте.

Игротерапия

Один из основных видов психотерапии, когда ребенок догоняет своих сверстников в развитии, участвуя в играх, предложенных специалистом. Вариантов множество. Не будем их здесь перечислять.

Лечебная гимнастика, водолечение

Физические упражнения направлены на сохранение организма ребенка в активном состоянии. Стимулируют внутренние резервы, предупреждают болезни, которые могут возникнуть за счет гиподинамии.

Развитие мелкой моторики

От того, на каком уровне она находится, зависит речь малыша. Данный факт давно установлен учеными. Для развития используются пальчиковые игры, занятия с мелкими предметами, рисование.

Иглорефлексотерапия

Метод заключается в воздействии на определенные точки на теле – биологически активные микрозоны. Это приводит к возникновению импульсной реакции. Сигнал идет из нервного центра к конкретному органу. Запускается процесс восстановления. Если у ребенка ЗПР, то иглорефлексотерапия используется для активизации речевых центров мозга и нормализации психоэмоционального фона. В один день с указанным методом лечения задержки не назначают водные процедуры, электрофорез и тому подобное.

Микрополяризация

Метод, при котором используется небольшой электрический ток. Он изменяет функциональное состояние различных звеньев центральной нервной системы.

В каких случаях назначают медикаментозное лечение

Такая терапия используется, если никакие другие меры не дают результатов или хотя бы надежды на положительную динамику.

Применяют:

  1. Витамины.
  2. Производные пирролидона – ноотропы, оказывающие воздействие на высшие психические функции.
  3. Препараты, усиливающие холинергические процессы, улучшающие внимание, память, активность мышц.
  4. Глутаматергические лекарства– еще одна группа ноотропных веществ.
  5. Таблетки, оказывающие биорегулирующее воздействие на клетки мозга.
  6. Цереброваскулярные препараты.
  7. Общетонизирующие средства.
  8. Гомеопатические средства.

Большая часть из перечисленного – довольно сильные вещества, которые нельзя применять без назначения врача. Специалист в конкретной ситуации оценивает состояние ребенка и решает вопрос о том, что именно использовать. Группы препаратов в статье указаны для общего понимания, чем медикаментозно лечат ЗПР.

Как помочь ребенку в домашних условиях

Родители могут организовывать игры, способствующие развитию. Например:

  • поиск в квартире или доме игрушек, соответствующих определенным признакам;
  • нахождение отличий на картинках;
  • работа на внимательность.

Нужно развивать мелкую моторику, проводить интеллектуальные занятия.

Важно обеспечить хорошую атмосферу в доме, чтобы не было стрессов, не возникало переживаний и тому подобного. Остальным должны заниматься специалисты.

Прогнозы лечения

Проблемы, связанные с ЗПР, следует устранять до того, как ребенок пошел в школу. Но если не получилось или заметили осложнение позже, всё можно изменить. Необходимо понимать, что задержка психологического развития – это не умственная отсталость. Следовательно, всё исправимо. Нужно обратиться к специалистам, заниматься с ребенком и верить, что у него всё получится.

Приходите в Клинику La Salute. Мы поможем справиться с ЗПР. Опытный нейропсихолог выявит, на что нужно обратить особое внимание, как быстро активировать развитие ребенка.

Комплексные программы

Страховые партнеры


Запись на прием

Врач: ЗПР у ребенка школьного возраста: что делать родителям, как лечить задержку психического развития

Стоимость приема: руб.

Дата:

Время: