Клиника La Salute метро Таганская
+7 (499) 150-22-22
Ежедневно с 8:00 до 21:00


ЗПР и умственная отсталость: отличия в таблице, сравнение и сходство

Некоторые дети уже в первом классе начинают отставать по успеваемости от своих сверстников и получают низкие оценки за не очень сложные задания. Это сигнал, на который родителям следует обратить внимание.

Возможные причины пониженного интеллекта у ребенка – задержка психического развития, или олигофрения. Отличие ЗПР от умственной отсталости существенное, но оба понятия связаны с нарушением в развитии. Для того чтобы разобраться в этом, стоит изучить симптоматику этих болезней внимательнее.

ЗПР и умственная отсталость: отличия в таблице, сравнение и сходство

Ведущие специалисты:

Тищенко Татьяна Дмитриевна

Нейропсихолог
Клинический психолог
Семейный психолог
Опыт более 10 лет

6 000 руб.

Что такое ЗПР и умственная отсталость

Задержка психического развития, или сокращенно ЗПР, – это нарушение, при котором замедляется развитие памяти, внимания, эмоциональной сферы, мышления, социальной активности. Психические отклонения проявляются в дошкольном возрасте, но чаще всего родители замечают отклонения лишь в начальных классах.

Развивается ЗПР под влиянием биологических или социальных факторов:

  • осложненные роды и беременность;
  • хронические заболевания;
  • перенесенные матерью инфекции;
  • проживание ребенка в неблагоприятных условиях.

Несмотря на достаточно высокий уровень интеллекта, дети с ЗПР не могут использовать свой мозг полностью, поэтому развиваются медленнее сверстников.

Умственная отсталость, или же олигофрения, – это нарушение развития психики, вызванное патологиями в головном мозге, которое не поддается изменению, поскольку является врожденным или сформировавшимся в процессе взросления. У детей с таким диагнозом наблюдается нарушения интеллекта и социальная дезадаптация. Проявляется патология так же в период дошкольного возраста.

Умственная отсталость возникает из-за таких факторов:

  • тяжелая беременность;
  • повреждения головного мозга ребенка на ранних сроках жизни;
  • генетическая предрасположенность.

Выделяют 3 степени заболевания:

  1. Дебильность – слабая форма. Трудности наблюдаются только в общении, памяти и концентрации внимания.
  2. Имбецильность. Нарушения проявляются и в поведении, и во внешности ребенка. Можно заметить дефекты каких-либо конечностей или частей лица, подвергаются изменениям внутренние органы.
  3. Идиотия – тяжелая форма. При заболевании олигофренией этой степени ребенок вряд ли сможет ходить. Практически отсутствуют навыки речи и мышления.

Сходства ЗПР и УО

Схожий признак ЗПР и УО − дети не понимают, что от них требуется на занятиях в школе. Они не могут влиться в коллектив, не проявляют активность на мероприятиях.

Без дополнительных домашних занятий такие дети не смогут самостоятельно овладеть стандартными навыками, характерными для учеников младших классов: чтение, письмо, счет, анализ рассказов. При выполнении заданий прослеживаются схожие ошибки.

Основные отличия

Несмотря на схожесть симптоматики, следует знать их отграничение. Кратко можно выделить такие различия:

  1. Природа заболевания. Это главный критерий. Олигофрения вызвана поражением коры головного мозга, что делает ее необратимой.
  2. Возможность развития. Дети с ЗПР, получающие достаточно внимания от родителей и проходящие дополнительное обучение на дому, со временем могут улучшить свои показатели в анализе информации, обобщении, социальной адаптации, внимании, речи.
  3. Симптоматика. Умственная отсталость имеет тотальный характер – нарушения проявляются во всех сферах. При ЗПР отклонения можно наблюдать лишь в некоторых аспектах.

Для определения заболевания психиатры назначают специальный тест.

Таблица отличий умственной отсталости и задержки психического развития

Подробнее изучить этиологию и отличие болезней в разных жизненных факторах, поможет таблица сравнения ЗПР и умственной отсталости. В ней подробно описаны особенности патологий по каждой сфере умственного и психического развития.

Сфера ЗПР УО
Память Объем запоминаемой информации снижен. Ребенок обладает меньшей продуктивностью, обращает внимание только на что-то яркое, лучше воспринимает наглядный материал. Ученик становится забывчивым, часто не помнит некоторые моменты из жизни. У него в голове откладывается случайно увиденная информация, внешние примеры.
Ребенку сложно дается построение логических связей. Практически неразвита смысловая память.
Внимание Сниженная концентрация и неустойчивое внимание. Ребенок легко отвлекается на посторонние вещи и не может быстро переключиться с одного дела на другое. Испытывает трудности с распределением своего внимания, медленно переходит с одной задачи на другую.
Слабая концентрация внимания.
Мышление Скачкообразное развитие мыслительной деятельности – неравномерно формируется словесно-логическое и наглядно-действенное мышление.
Ребенок имеет хорошие возможности для развития навыков анализа, синтеза, обобщения и абстрагирования, но возникают сложности с причинно-следственными связями.
Мышление на протяжении всей жизни – наглядно-образное.
Сниженная активность мыслительных процессов, слабая регуляция мыслей.
Не сформированы навыки анализа, обобщения, сравнения и синтеза. Ребенок не может сам оценить выполненную задачу.
При проведении методик, направленных на выявление показателей умственной деятельности, показывает результаты хуже, чем дети с ЗПР.
Способ выполнения задач Ребенок действует методом проб и ошибок, не знают верного решения ситуации. Поступает не всегда адекватно. Нерациональные попытки манипуляции. Ребенок не может переносить дела на потом.
Обучаемость и отношение к помощи Низкий уровень обучаемости.
Без проблем принимает помощь от взрослых во время выполнения заданий.
Более быстрый темп усвоения информации, возможность ее применения.
Низкий уровень обучаемости и усвоения информации. Педагогическая запущенность. Испытывает трудности с использованием знаний в жизни.
Не принимает помощь взрослых, все задания делает сам.
Познавательная деятельность Избегает интеллектуальных заданий, обходит напряжение стороной, но при обучении проявляет интерес.
Необходимо исключать из воспитания наказания и ругань.
Большая возможность дальнейшего развития.
Не проявляет интерес к познанию окружающего мира, имеет о нем искаженное представление.
Действует шаблонно, отсутствует тяга к новым занятиям.
Эмоциональность Ребенок имеет яркую эмоциональность, что позволяет привлекать его к обучению через заинтересованность задачей, например, с помощью игрового процесса. Однако развитие осложнено гиперактивностью или инфантилизмом.
Испытывает проблемы с адаптацией и планированием своих дел.
Эмоциональная сфера неразвита, подчиняется инстинктам.
Игровой способ обучения отвлекает от выполнения задания.
Обладает внушаемостью и слабой уверенностью в собственном мнении.
Не может контролировать свои эмоции, имеет нестабильное настроение.
Изобразительная деятельность Обладает данными навыками в разной степени. Без специальной подготовки уровень навыка выражается в чирканьях. В некоторых случаях при правильном подходе ребенка можно научить изображать формы, рисовать домики или условных людей.
Игры и развлечения В игре действует активно, проявляет инициативу. В отличие от УО, игровая деятельность детей с ЗПР носит более эмоциональный характер. Они могут правильно подобрать способ достижения цели, однако отсутствует умственная сфера и замысел. Без должного обучения останавливаются на уровне сюжетной игры. Не проявляет активность, при игре действует так же, как и остальные дети, подражая им.
Отсутствует сюжетный замысел, ограничивается предметно-игровой деятельностью.
Речь Ребенок воспринимает речь взрослых, включая рассказы и сказки.
Отсутствуют грубые ошибки в произношении и грамматике.
Даже если дети с ЗПР допускают нарушения при письме или чтении, то самостоятельно пытаются понять проблему и исправить ее. Обладают большим запасом слов, чем дети с УО. Способны пересказать услышанный текст.
Речь имеет грубые дефекты. Ребенок не понимает значения многих слов, неправильно произносит фразы, обладает небольшим словарным запасом, испытывает трудности с формулировкой предложений.
Также у этих детей неразвиты фонематический слух и звуковой анализ. Они не стремятся понять прочитанный текст и использовать речь в достаточном объеме.
Моторика Движения чаще осознанные и скоординированные. Отличаются ловкостью и целенаправленностью действий. Ребенок испытывает трудности с координацией, медленно и неловко двигается. Не может быстро переключиться с одного действия на другое.
Обратимость симптоматики Приведение состояния ребенка в норму возможно при должной коррекционной и воспитательной работе. Можно проследить скачок в развитии. От детей с УО отличаются большей вероятностью обучения. При правильной коррекции дети с ЗПР способны поступить и обучаться в ВУЗе, обходиться без посторонней помощи в жизни. Нарушения необратимы в связи с поражением коры головного мозга. Перечисленные симптомы будут проявляться в течение всей жизни.

Как не перепутать ЗПР и умственную отсталость

Когда родители замечают, что ребенок отстает в обучении, или у него появляются проблемы с адаптацией в школе, то чаще всего не знают, что делать. Одни ищут информацию в интернете и самостоятельно ставят малышу неверный диагноз, а другие идут на консультацию к первому попавшемуся врачу и снова не получают правильного ответа.

Определение характера повреждений – главный шаг при коррекции состояния ребенка. От этого зависит работа над его развитием и дальнейшее лечение. Чтобы самостоятельно убедиться в том, что дошкольник имеет ЗПР или УО, внимательно изучите сравнительную таблицу этих болезней. Но лучше довериться опытному специалисту и получить достоверный ответ о здоровье ребенка.

Посетите нашу клинику La Salute. Опытный нейропсихолог Антонова Стелла Леонидовна проведет диагностику, поставит точный диагноз ребенку. На основании результатов теста специалист назначит коррекционные занятия, поможет подобрать методики, чтобы быстрее адаптировать малыша к жизни в обществе, расскажет родителям, как себя правильно вести с ребенком.

Комплексные программы

Неврология

Коррекция дефицита внимания и гиперактивности у детей, включая СДВГ

для детей 6-10 лет

Мы создали лечебно-профилактическую программу, на основании современных российских и зарубежных данных, позволяющую улучшить внимание, сбалансировать активность нервной системы, укрепить здоровье.

от 19 800 ₽

Нейропсихологическая программа  «Школьная успешность» (1 – 4 класc) Нейропсихология

Школьная успешность

2 нейропсихологических диагностики + 8 занятий и индивидуальный подбор развивающих занятий

После прохождения программы родители получат индивидуальную программу развития для дальнейшего самостоятельного закрепления результата

41 600 ₽

Записаться на прием

Задайте вопрос специалистам
Клиники La Salute

Если Вас беспокоит состояние здоровья, и Вы не уверены стоит ли обращаться
в клинику или не знаете к какому врачу записаться - напишите нам!

Специалисты клиники ответят Вам на телефон, указанный при заполнении
формы-заявки.

Задать вопрос специалисту



Запись на прием

Врач: ЗПР и умственная отсталость: отличия в таблице, сравнение и сходство

Стоимость приема: руб.

Дата:

Время: