Умственная отсталость у детей: симптомы и клинические проявления
Один из распространенных родительских страхов – то, что малыш будет умственно отсталым. В разных странах доля детей с такой проблемой варьируется от 0,3 до 3%. Это не так много. Но лучше убедиться, что ребенок развивается нормально, а если что-то идет не так – принимать меры. В статье рассмотрим признаки умственной отсталости, какие бывают степени отклонения, куда обращаться, если есть общая симптоматика недуга, прогноз специалистов.
Ведущие специалисты:
Какие патологии психики наблюдаются при умственной отсталости
Умственную отсталость или олигофрению определяют как нарушение психического развития в различных сферах: интеллектуальной, познавательной, эмоциональной, что приводит к социальной дезадаптации. Патология проявляется в возрасте до 3 лет, когда ребенок останавливается в развитии, у него возникает слабоумие.
Симптомы умственной отсталости у детей появляются по разным причинам:
- наследственность;
- негативное внутриутробное воздействие: грипп, сифилис, алкоголь;
- послеродовые проблемы, например, асфиксия.
Слабоумие у детей выражается в следующих патологиях психики:
-
Недоразвитие в эмоционально-волевой сфере. Проявляется по-разному.
- Эмоциональная лабильность – наблюдаются частые перепады настроения. Обычно по малозначительным причинам. Умственно отсталый ребенок то радуется, то резко начинает грустить.
- Агрессивность, часто без видимых на то причин.
- Гипобулия − это характерное проявление умственной отсталости, которое выражается в сокращении числа интересов, уменьшении желаний. Человек ничего не хочет, у него происходит снижение воли.
- Гипотимия – стойкое ухудшение настроения, самочувствия, моторики. Ребенок лежит и ничего не делает.
- Безынициативность.
Возможны другие проявления и дефекты.
- Недостаточность абстрактного мышления. Эта патология психики выражается в конкретизации, неспособности к обобщениям. Абстракция сложно дается детям с задержкой развития.
- Нарушение внимания и памяти. Ребенок постоянно отвлекается, не может долго слушать родителей, педагогов. Это же характерно для синдрома недостатка внимания и гиперактивности.
- Проблемы с речью. Дефекты могут быть разными.
- Трудности с обучаемостью. Отставание по всем направлениям мешает осваивать необходимые навыки.
- Депрессивные расстройства.
- Эпилептиформные приступы.
- Неврозоподобные симптомы.
- Задержка роста.
Это основные нарушения, могут быть и другие клинические проблемы. Их должен выявлять и распознавать специалист.
Симптомы
Часто наличие отклонения заметно не только специалисту. Нарушения способны заподозрить воспитатели в детском саду, родители и даже старшие дети. Во внимание нужно принимать:
- внешние признаки;
- психологические симптомы;
- динамику развития.
Необходимо ориентироваться и на то, сколько пациенту лет. У новорожденного будут одни существенные признаки, у ребенка дошкольного возраста – другие, у подростка – третьи. Можно выявить и общие черты.
Проявление умственной отсталости в 1-2 года
ЗПР и УО в возрасте одного года не диагностируются. А вот после этого можно заметить признаки, которые должны насторожить. Хотим обратить внимание родителей: если вы обнаружили какие-то тревожные симптомы, нужно понимать, что о наличии болезни однозначно может сказать только специалист, сделав тесты, проведя исследования. Точно узнать, что у грудничка олигофрения, в домашних условиях нельзя.
Если младенцу 1 год, то на задержку развития может указывать следующее:
- малыш поздно начал держать головку, гулить, приподниматься и так далее;
- у мальчика или девочки отсутствует координации в поведении;
- ребенок мало двигается;
- малыш неспособен держать вещи либо плохо сжимает предметы;
- восприятие вещей и явлений сопровождается слабой эмоциональностью.
Если ребенку уже исполнилось два года, то выявить отставание в физическом и умственном развитии можно по следующим симптомам:
- отсутствие реакции на собственное имя, на простые вопросы;
- слюнотечение обильное, складывается впечатление, будто железы «не выключаются»;
- нарушение сна – малыш поздно ложится, рано встает, открывает глаза среди ночи, отдыхает урывками;
- капризность и плаксивость;
- агрессия, судя по отзывам родителей и опыту специалистов, – типичное проявление отставания в развитии;
- отсутствие попыток сосредоточиться – ребенку сложно удержать внимание на определенном предмете.
Еще раз подчеркнем: если вы заметили данные проявления у своего ребенка, то это не значит, что он отстает в развитии. Нужно разбираться в ситуации с помощью специалиста-нейропсихолога.
Признаки у детей до 3 лет
В этом возрасте диагностировать нарушение проще. Родители могут отслеживать, как малыш общается со взрослыми и детьми, способен ли он усваивать новую информацию. Насторожить должны следующие симптомы:
- Бедный словарный запас. Ребенок знает не более 20 слов и не все их использует.
- ОНР – нарушения речевого развития.
- Отсутствие базовой картинки об окружающем мире. Ребенок не может назвать животных, предметы, части тела.
- Неспособность связанно выражать свои мысли. Малыш высказывается непонятно, отдельными предложениями.
- Трудности с простыми заданиями. Ребенок не может делать легкие вещи.
- Неразвитость воображения.
- Однотипность действий в игре.
- Отсутствие концентрации.
Остаются признаки, которые характерны для более раннего возраста: быстрое возбуждение, истеричность, агрессия.
Особенности умственно отсталых детей от 3 до 5 лет
Если в 3 года выявить олигофрению непросто, то в более старшем возрасте появляется не один ядерный признак. По ним несложно понять, что нужно обратиться к специалисту. Настораживающие симптомы:
- слабый тонус мышц;
- кинетоз – ощущение тошноты при монотонных колебаниях, говоря простыми словами, «морская болезнь»;
- проблемы с мочеиспусканием;
- частые головные боли;
- раздражительность, быстрая утомляемость, невозможность концентрировать внимание.
Дифференциация по этим признакам происходит уже проще. Но обязательно нужна консультация специалиста, который работает с детской олигофренией.
Выше перечислены физические симптомы ЗПР. Есть еще познавательные и социальные.
К первым относятся:
- Невозможность связанно говорить.
- Небольшой словарный запас.
- Рассеянное внимание – ребенок не может сосредоточиться на какой-либо деятельности.
- Проблемы с памятью.
- Нарушение, которое определяется, как неспособность запоминать информацию.
- Отсутствие знаний о мире. В 4-летнем возрасте они должны быть обширнее, при этом ребенок с задержкой развития не может дать ответы на простейшие вопросы;
- Отсутствие познавательной мотивации.
Социальные симптомы:
- агрессивность и недоверие к людям;
- погружение в себя, которое выглядит как аутизм;
- отсутствие потребности в совместной деятельности, нежелание играть с другими детьми;
- инфантилизм;
- резкие перепады настроения.
Перечисленные выше признаки помогают ставить диагноз и назначать лечение, но это должен делать только специалист.
Признаки УО у детей 5-7 лет
В этом возрасте, если ничего не предпринимать, перечисленные симптомы усугубляются, и добавляются новые. В 5, 6, 7 лет у ребенка появляются:
- психосоматические заболевания;
- внутренние комплексы;
- социальная дезадаптация у детей школьного возраста.
Ухудшаются когнитивные способности − то, что помогает работать с информацией: процессы её отбора, накопления, использования.
Если ребенку 5-6 лет, то проблемой, которая является диагнозом по МКБ, нужно заниматься. Иначе впоследствии у школьника будут сложности в классе, даже в специализированном.
Проявление олигофрении у ребенка в 7-10 лет
В 7, 8, 9 и 10 лет ребенок не просто имеет первичные признаки заболевания, но и давние проблемы, которые отчетливо проявляются. Школьник не может нормально учиться, дистанцируется от сверстников, как и они от него. Возможно развитие деменции.
Особенности олигофрении разной степени тяжести
Учитывать нужно не только то, сколько лет ребенку. Например, у двух детей подросткового возраста может быть разная этиология и степень тяжести заболевания.
По силе различают:
- легкую;
- умеренную;
- тяжелую;
- глубокую.
Легкая форма
F70.xz по МКБ. С этой формой специалистам приходится встречаться чаще всего. Выражается в следующем:
- отставание в моторном развитии: ребенок поздно начинает держать голову, ходить, нарушен хватательный рефлекс;
- задержка речи;
- неуравновешенность процессов возбуждения и торможения;
- замкнутость, отсутствие интереса окружающим миром;
- неспособность участвовать в ролевых играх.
Определение степени умственной отсталости – дело врача, использующего дифференциальную диагностику. Не стоит в домашних условиях ставить диагноз и пытаться отличать одну форму от другой.
Умеренная
Дети с умеренной олигофренией могут выполнять простые действия, самостоятельно одеваться, принимать пищу, выстраивать несложные предложения, объяснять, чего они хотят. Но при таком диагнозе – F71.xz по МКБ – не могут заниматься в классах с детьми без подобного заболевания. Для них формируют коррекционные группы.
Тяжелая степень
Отклонения заметны и необратимы. Есть физические проявления – дефекты внешности, и психические: неспособность ясно думать, излагать мысли. Можно говорить о том, что тотальность изменений и признаков – отличительная черта отклонения в развитии.
Людям с такой олигофренией постоянно нужна помощь даже во взрослом возрасте. Они растут, но количество полезных навыков не увеличивается.
Глубокая степень
Самая тяжелая, врачи не берутся её вылечивать. Можно лишь провести комплекс мероприятий, чтобы немного облегчить жизнь особого ребенка.
При глубокой степени пациент:
- Не может совершать простейших действий: держать ложку, одеваться, чистить зубы.
- Не делает что-то целенаправленное. Если происходят какие-то движения, то это скорее непонятные внутренние стремления, идущие от мозга.
- Не разговаривает, а лишь издает звуки.
- Проявляет две эмоции: безудержная радость или крайняя степень грусти.
Специалист с точностью устанавливает не только наличие или отсутствие заболевания, но и определяет степень умственной отсталости, используя исследования, занося данные в таблицу. Доктор назначает схему лечения.
К кому обратиться при возникновении признаков умственной отсталости у ребенка
Если какие-то симптомы, замеченные у малыша, вызывают тревогу, обратитесь в Клинику La Salute к нейропсихологу Тищенко Татьяне Дмитриевне. Это специалист, который более 15 лет занимается проблемами задержки в развитии, сопутствующими синдромами и отклонениями.
Доктор практический опыт, знает, какое лечение назначить в каждом конкретном случае, что значительно повышает шансы на благоприятный исход.
Умственная отсталость – серьезный диагноз. Но если его своевременно выявить, обратившись к специалисту, есть высокие шансы на успешную корректировку и положительную динамику. Особенно это касается детей, у которых олигофрения в легкой степени. Они вполне способны получить образование, освоить профессию и жить, как остальные. При условии, если проблемой будет заниматься специалист. Значительную роль играют окружение, отсутствие негативных факторов, которые могут усугубить ситуацию.
За подробной консультацией обращайтесь в Клинику La Salute к нейропсихологу - Тищенко Татьяне Дмитриевне.
Комплексные программы
Задайте вопрос специалистам
Клиники La Salute
Если Вас беспокоит состояние здоровья, и Вы не уверены стоит ли обращаться
в клинику или не знаете к какому врачу записаться - напишите нам!
Специалисты клиники ответят Вам на телефон, указанный при заполнении
формы-заявки.