Школьная неуспешность
Пожалуй, нет такого ребенка, который бы не испытывал неподдельный интерес и восторг, собираясь вступить в ряды школьников. Ведь впереди его ждет столько всего увлекательного – новые друзья, множество открытий, осознание того, что теперь он совсем взрослый! Именно с этой мыслью и ощущениями малыш, попрощавшийся с детским садом, смело и радостно шагает в школу.
Почему же со временем у детей гаснет эта радость и пропадает желание учиться, ходить в школу? Почему на смену жажде новых знаний часто приходят неуверенность, растерянность и даже разочарование?
На эти и многие другие вопросы найти ответы и эффективные способы решения поможет врач-нейропсихолог Тищенко Т.Д. клиники La Salute – специалист с более чем 30-летним стажем работы, оказывающий квалифицированную поддержку, которая включает в себя не только результативные коррекционные методики, но индивидуальный подход к каждому маленькому пациенту.

Ведущие специалисты:
Нейропсихолог
Клинический психолог
Семейный психолог
Опыт более 10 лет
6 000 руб.
Школьная неуспешность – что это такое?
Школьная неуспешность и школьная неуспеваемость – не одно и то же. Школьная неуспешность – более широкое понятие, которое включает в себя не только вопросы успеха в освоении программы знаний, но и саму личность ребенка.
Довольно распространенная ситуация: ребенок учится хорошо, но чувствует себя неинтересным, ощущает собственную незначительность. Причин тому много: не складываются отношения с одноклассниками, трудности в общении с учителями, неспособность решать какие-то вопросы, выходящие за рамки учебной программы.
Или другая ситуация: ребенок – душа компании в классе, активный, все к нему расположены – и одноклассники, и учителя. А в учебе у него при этом сплошные сложности и «невезение»: не успевает, забывает, часто рассеянный, школьная программа дается ему с большим трудом.
Обе эти ситуации сигнализируют о школьной неуспешности – довольно опасном явлении, требующем помощи специалиста и своевременной коррекции. Ведь ощущение собственной неуспешности глубоко закладывается в личность ребенка, а впоследствии на протяжении долгих лет преследует и мешает добиваться целей, реализовывать свои желания, выстраивать правильные коммуникации и строить здоровые партнерские отношения.
На заметку!
Наиболее уязвимые для формирования школьной неуспешности периоды: первый класс, переход в среднюю школу и подростковый возраст.
Причины школьной неуспешности
Развитие детей – довольно сложная тема, поскольку каждый ребенок индивидуален и, столкнувшись с проблемами в школьной среде, решает их по-своему. Кто-то замыкается в себе, кто-то проявляет агрессию или раздражительность, кто-то «забивает» на трудности и становится апатичным.
Важно!
Синдром школьной неуспешности серьезно влияет на развитие неуверенности ребенка в собственных силах и ощущения собственной незначительности.
Факторы, влияющие на развитие школьной неуспешности:
- Возраст и жизненный период ребенка
- Отношения в социуме (с педагогами, одноклассниками, общая атмосфера в школе и непосредственно в классе)
- Психологическая атмосфера и отношения в семье
- Личностные качества ребенка
- Особенности эмоциональных характеристик
- Уровень интеллекта и желания приобретения новых знаний
- Нарушения функционирования нервной системы
На заметку!
До 12-13 лет самооценка у детей в основном совпадает со школьными оценками.
Проявление синдрома «школьная неуспешность» сигнализирует родителям о том, что в высших психических функциях мозга ребенка (ВПФ) произошел какой-то «сбой», требующий профессиональной помощи. Чем дольше не предпринимать действия и не обращать внимание на состояние ребенка, тем выше вероятность того, что это состояние станет хроническим и приведет к нерадостным последствиям.
Что такое ВПФ?
Высшие психические функции (ВПФ) – особые психологические системы, включающие в себя память, восприятие, мышление, речь и сформированные по принципу многослойности. Представьте ядро, которое обволакивает новое образование, а за ним еще один слой образования. Именно так происходит развитие ВПФ. Важно, что внутренние слои при этом подчиняются внешним.
Факторы, влияющие развитие высших психических функций, бывают как социальные, так и биологические.
Диагностировать нарушения в развитии ВПФ у ребенка, выявить причины этих нарушений поможет нейропсихологическая диагностика.
На заметку!
В русскоязычную психологию понятие ВПФ ввел советский психолог Л.С.Выготский. Именно он описал сложные психические процессы, свойственные только человеку.
Признаки школьной неуспешности
Представьте, что мозг разделен на блоки, нарушение в которых выражено в определенных формах:
- Первый блок отвечает за активность. Если он недостаточно развит, ребенок быстро утомляется и теряет интерес к занятиям.
- Второй блок отвечает за ориентацию в пространстве. Нарушения в его работе приводят к проблемам с памятью и к дезориентации.
- Третий блок отвечает за протекание всей психической деятельности. Если случаются нарушения в нем, то ребенок оказывается просто не способен соблюдать какие-либо правила и контролировать себя.
О том, что ребенок нуждается в помощи, говорят следующие признаки:
- Невнимательный на уроках («витает в облаках», не слышит учителя, пропускает правила и т.д.)
- Допускает много ошибок на письме, пишет неразборчиво, в тетрадях «грязь»
- Плохо ориентируется в тетради (не замечает поля, пропускает строчки, съезжает со строки в момент письма)
- Испытывает сложности при решении задач (не понимает правила, алгоритмы счета и т.д.)
- Не может запомнить таблицу умножения, имеет трудности со счетом (перескакивает через десятки)
- Регулярно сталкивается с трудностями при чтении (медленно читает, не может запомнить и пересказать прочитанное)
- Не записывает домашнее задание
- Не успевает выполнять работу в классе
- Домашние задания даются с трудом (долго выполняет, «зависает»)
- Испытывает трудности с организацией рабочего места
- Может отвечать молчанием на вопросы учителя в классе вовремя урока
- Испытывает страх перед педагогом и школой
- Часто находится в состоянии тревожности (грызет ногти, выщипывает брови или ресницы, дергает волосы, перед походом в школу может жаловаться на боли в животе, головную боль и т.д.)
- Низкая мотивация («я не смогу», «у меня не получится», «я не хочу учиться»)
- Быстрая утомляемость, низкая нейродинамика
- Неуклюжесть, неповоротливость, проблемы с координацией движений и удержанием равновесия
На заметку!
В корне проблем с чтением и письмом всегда кроются конкретные неврологические причины, заставляющие мозг работать в постоянном режиме перегрузки. А вот если у ребенка тело и мозг «не дружат» между собой, то совершенно очевидны проблемы с математическими науками.
Как помочь ребенку?
Уникальные возможности для коррекции школьной неуспешности дает сегодня нейропсихология, нацеленная на работу с системной организацией ВПФ.
Нейропсихологическая диагностика выявляет скрытые причины школьной неуспешности. Иными словами, она помогает заглянуть в то самое ядро ВПФ, на которое наложено множество слоев, где случаются «сбои» и «поломки». Диагностика обнаруживает:
- Проблемы с контролем движений глаз и центральной переработкой зрительной информации
- Вестибулярные и проприоцептивные проблемы
- Проблемы с центральной переработкой звуковой информации
На заметку!
Проприоцепция («мышечное чувство») – понимание положения частей собственного тела в пространстве, а также способность уточнять малейшие движения и их силу.
Нейропсихологическая помощь
Основная задача врача-нейропсихолога – оказать помощь ребенку таким образом, чтобы в дальнейшем он мог самостоятельно и грамотно преодолевать возникающие сложности в обучении, а также контролировать свое поведение.
Высококвалифицированный специалист клиники La Salute Тищенко Т.Д. – автор нейропсихологической коррекционно-развивающей программы «Движение тела – движения мысли» и множества статей в научно-популярных сборниках. В своей работе с детьми доктор применяет комплексный подход к решению вопросов, связанных со школьной неуспешностью.
Курс коррекции включает в себя:
- Физические упражнения (растяжки, дыхательные упражнения, гимнастика для глаз)
- Коммуникативные упражнения, нацеленные на развитие у ребенка способностей к адаптации в социуме и принятию самостоятельных решений
- Задания, ориентированные на развитие концентрации внимания и памяти у ребенка
- Техники, нацеленные на релаксацию (снятие признаков тревожности, психосоматических проблем)
- Методики, стимулирующие синхронную работу обоих полушарий мозга (улучшают речь, чтение и письмо, корректируют поведение ребенка)
- Тесты и задания, стимулирующие развитие конкретных навыков, развитие слабых сторон ребенка
Каждый родитель желает своему ребенку здоровья и счастья. Каждый грезит о его процветании в будущем. Именно поэтому очень важно обратить внимание на развитие и поведение детей в период обучения в школе и вовремя выявить признаки школьной неуспешности. Своевременная помощь специалиста в области нейропсихологии в этом вопросе необходима. Именно врач-нейропсихолог поможет и подскажет, что необходимо делать, чтобы ребенок не испытывал трудности и психологический дискомфорт. Чтобы он с желанием ходил в школу, учился и коммуницировал. Чтобы ребенок рос здоровым и не обрастал комплексами. Нейропсихологическая коррекция – это возможность решить множество проблем в сегодняшнем дне и предотвратить «несчастливый сценарий» жизни ребенка в будущем.
Комплексные программы
Задайте вопрос специалистам
Клиники La Salute
Если Вас беспокоит состояние здоровья, и Вы не уверены стоит ли обращаться
в клинику или не знаете к какому врачу записаться - напишите нам!
Специалисты клиники ответят Вам на телефон, указанный при заполнении
формы-заявки.