facebook.com
+7(499) 433-06-13

Задержка психического развития у детей: симптомы, признаки отставания, возрастные особенности

Взрослея, дети всегда стремятся исследовать все вокруг, узнавать что-то новое. Ежедневно они пропускают через себя огромное количество информации. Но, если ребенок слабо заинтересован в этом, врачи могут диагностировать задержку психического развития.

ЗПР подразумевает различные сложности во взаимодействии с социумом и анализом информации. Дети, страдающие этим заболеванием, испытывают значительные трудности в учебе, им сложно осилить школьную программу и взаимодействовать с окружающими. Рассмотрим симптомы и признаки ЗПР, чтобы понять, в каком случае следует обращаться к врачу.

Задержка психического развития у детей

Что такое ЗПР

ЗПР – это замедление нормальной скорости психического развития, когда у ребенка выявляются нарушения внимания, мышления, двигательных навыков, эмоциональных проявлений.

Часто патология выражается в снижении концентрации внимания, плохой памяти, незрелости мышления и быстрой утомляемости. Если у ребенка в 4 года замечено отставание по одному из указанных направлений, это может оказаться симптомом задержки психического развития.

В некоторых видах недуга проявляются такие нарушения:

  • гипервозбудимость;
  • гипертензионные отклонения;
  • церебрастенические осложнения;
  • гидроцефальные проблемы.

В остальных случаях преобладает задержка интеллектуального и психологического развития.

 

Виды и классификация

ЗПР, как правило, делят на 4 категории, которые отличаются как причинами возникновения, так и особенностями течения заболевания. Определять вид недуга необходимо для разработки эффективной схемы лечения.

ЗПР конституционального происхождения

Этот тип можно охарактеризовать как психический инфантилизм. Ребенок ведет себя так, будто он младше, чем есть на самом деле. Выявить недоразвитие можно даже в раннем возрасте по таким симптомам:

  • отсутствие самостоятельности и ощущения безопасности без родителей;
  • затрудненная адаптация;
  • частые перепады настроения;
  • слишком яркое проявление эмоций.

Дети, страдающие ЗПР конституционального происхождения, не отличаются от сверстников визуально, однако, эмоционально они менее развиты. Это напрямую влияет на способность к обучению.

 

ЗПР соматогенного происхождения

В отличие от первого типа, дети с ЗПР соматогенного происхождения имеют ослабленный организм. Тяжелые заболевания, перенесенные в раннем возрасте, напрямую воздействуют на ЦНС, задерживая ее развитие. Признаки патологии:

  • потеря внимания и концентрации;
  • быстрая физическая и умственная утомляемость;
  • отсутствие интереса к окружающему миру;
  • постоянная тревожность;
  • пассивное поведение.

Таких детей часто переводят на индивидуальный режим обучения и физической активности. Ребенок меньше находится в коллективе, вследствие чего ухудшается его социализация.

 

ЗПР психогенного происхождения

В основе данного вида ЗПР лежит дефицит внимания или гиперопека, что провоцирует следующие симптомы задержки психического развития у детей:

  • застенчивость;
  • страх выражения чувств и эмоций;
  • переменчивое настроение;
  • эмоциональная нестабильность;
  • агрессивность.

Ребенок, не получающий должного внимания и не имеющий возможности увидеть нормальные семейные отношения, плохо взаимодействует со сверстниками, что ведет к отсутствию социализации и дальнейшим сложностям с коммуникацией.

 

ЗПР церебрально-органического происхождения

Характерная черта этого вида – незрелость эмоциональности и познавательной деятельности. Симптомы индивидуальны и зависят от степени, характера и локализации повреждений ЦНС, но основными из них считаются:

  • повышенная внушаемость;
  • недостаток воображения;
  • неспособность к запоминанию;
  • заторможенность;
  • отсутствие яркости эмоций.

Поскольку у больных нарушение функций головного мозга незначительные, дети все еще могут полноценно коммуницировать со сверстниками и легко социализироваться, но для этого следует посещать специалиста.

 

Симптомы и признаки развития детей с ЗПР

Зачастую выявить ЗПР можно лишь при отправке ребенка в первый класс, ведь именно тогда вскрываются все сложности с учебой и усвоением информации. Но при должном наблюдении некоторые симптомы заметны гораздо раньше.

Интеллект

Нарушение интеллекта у детей затрагивает такие аспекты:

  • внимание;
  • память;
  • мышление;
  • речь.

Также под влияние недуга пропадает восприятие окружающего мира или становится неточным и замедленным. В результате ребенку трудно формировать полноценные образы. Хуже всего у детей с ЗПР развито слуховое восприятие, поэтому формат обучения с использованием живой речи наименее результативен.

 

Внимание

Дети, страдающие ЗПР, не могут концентрировать свое внимание на одном объекте долгое время. Они делают это поверхностно. Любые посторонние факторы способны их отвлечь.

 

Память

Дети с данным недугом не могут выбрать из услышанной информации именно ту, которую необходимо запомнить. Их память наглядно-образная и мозаичная.

 

Мышление

Лучше всего такие дети мыслят в наглядно-действенном формате. Например, им легче посчитать числа на конкретных, существующих предметах. Образное мышление у них не развито, а абстрактно-логическое и вовсе отсутствует. Они не могут анализировать и сравнивать информацию, а также формулировать выводы и умозаключения.

 

Речь

Дети с ЗПР часто подвергаются задержке психоречевого развития, то есть искажают артикуляцию множества звуков, испытывают трудности со словарным запасом, контролем за грамматикой и формулировкой правильного высказывания. Часто это сочетается с дислексией и дислалией. Сложность заключается в том, что необходимо выявлять проблему и приступать к лечению уже в 3 года, чтобы избежать ухудшения речевого навыка.

 

Эмоции

Ребенок с этой болезнью, как правило, очень нестабилен в своих эмоциях. Его настроение часто меняется, а разум легко поддается внушению. Также возможны проявления агрессивности, плохой координации и моторики, тревожности и конфликтности. Такие дети в основном замкнуты, зажаты в себе и избегают контакта со сверстниками.

 

Физические параметры

Рост и вес ниже нормы – еще один признак ЗПР. Внешне ребенок с патологией часто выглядит моложе на несколько лет.

 

Особенности поведения в определенном возрасте

Младенец

Как правило, малыши с ЗПР позже остальных начинают самостоятельно держать голову, ходить и разговаривать. Также присутствует излишняя возбудимость, повышенный или пониженный аппетит, бессонницы и болезни ЖКТ.

 

Дошкольник

При патологии малыши в возрасте 4–6 лет не понимают правил большинства детских игр и нормы поведения в общественных местах. Проявляют излишние, неуместные эмоции и испытывают трудности в коммуникации.

 

Школьник

Детям с ЗПР, пошедшим в первый класс, трудно дается учеба. Им необходимо больше времени для анализа полученной информации, особенно в условиях, которые мешают концентрации. Они часто забывают о цели, которую преследуют, быстро отвлекаются, не могут сосредоточиться. Также стоит отметить, что при высокой умственной нагрузке ребенок испытывает эмоциональный и физический дискомфорт.

 

Кто может диагностировать задержку психического развития

Диагноз вправе поставить только ПМПК – психолого-медико-педагогическая комиссия. Педиатр, психолог, логопед, невролог и другие врачи могут выявить проблему и направить ребенка на обследование. Нужно сдать анализы и провести различные тесты. Например, проверить наличие черепно-мозговых травм и стресса, которые могли повлиять на развитие психики, пройти нейропсихологический тест.

При подтверждении диагноза даются рекомендации по воспитанию и обучению в школе. Наблюдаться с проблемой у опытного специалиста можно в нашей клинике La Salute. Здесь вам поможет нейропсихолог с большим стажем ¬– Данилина Камилла Касимовна. Это практикующий врач, сотрудник Научно-Практического Центра Детской Психоневрологии, которая издала более 30 работ по детской психологии. Лечение проводит с помощью физиотерапии и ЛФК, специальных препаратов.

Отличие ЗПР от умственной отсталости

Задержка психического развития и умственная отсталость – заболевания, схожие, но они обладают рядом отличий, которые описаны в таблице.

 

ЗПР УО
Имеет скачкообразную динамику интеллектуальной деятельности Не характеризуется развитой эмоциональностью
При заболевании формируется сложность с интеллектуальной деятельностью Формируется сложность с мыслительными операциями
При правильном подходе можно откорректировать поведение и развитие малыша Отсутствует восприятие игровой подачи информации, ребенок не в состоянии принимать помощь при исполнении задач, не испытывает желания анализировать и понимать прочитанную информацию

 

Если ребенка старше 10 лет не оставляют признаки ЗПР, ему могут изменить поставленный диагноз либо на умственную отсталость, либо на конституциональный инфантилизм.

 

Как распознать у ребенка ЗПР

В процессе взросления ребенок обретает множество новых навыков, стремится изучать окружающий мир. Если он отчужден и имеет какой-то из перечисленных выше симптомов, нужно посетить специалистов, чтобы провести обследование и диагностику.

Самостоятельно делать выводы о заболеваниях малыша нельзя. Существует множество причин и факторов, способных повлиять на поведение и восприятие ребенка. Подтверждать диагноз и назначать способы лечения и корректировки должны квалифицированные специалисты.

Клиника La Salute предлагает проверенную программу коррекции состояния детей с задержкой психического развития. Мы обладаем условиями, необходимыми для постановки диагноза и исправления недуга еще на ранних этапах, что позволяет предотвратить дальнейшее ухудшение психологического здоровья ребенка.





Задайте вопрос специалистам
клиники La Salute

Если Вас беспокоит состояние здоровья, и Вы не уверены стоит ли обращаться
в клинику или не знаете к какому врачу записаться - напишите нам!
Специалисты клиники ответят Вам на e-mail, указанный при заполнении
формы-заявки.

Задать вопрос специaлисту