Что такое детский аутизм - Шушпанова О.В.
Размещено: 10.12.2021
Многие психические заболевания берут начало в первые годы жизни. Наиболее известное всем заболевание в раннем детском возрасте, которое у всех на устах это детский аутизм ,- болезненное состояние психики, погружённость человека в себя, стремление уйти от контактов с окружающим миром.
Что знаем мы в современном мире о возникновении и смысле этого понятия?
Leo Kanner (1943) описал ранний детский аутизм как отдельное заболевание. Широко используемый термин «аутизм» в настоящее время включает в себя понятие «аутистический спектр» заболеваний, сопровождающихся нарушением общения, социального взаимодействия, социального понимания и воображения, стереотипностью поведения. Для больных характерны также фобии, возбуждение, нарушения пищевого поведения и другие неспецифические симптомы. Спектр аутистических расстройств включает генетически и клинически разнородные психические расстройства, объединенные признаком нарушенного социального взаимодействия с высокой распространенностью в детской популяции.
Причины
- Причина или причины расстройств аутистического спектра могут заключаться в одновременном влиянии различных этиологических факторов, например, генетической предрасположенности в сочетании с действием какого-либо вируса или микроорганизма на определенной стадии внутриутробного развития.
- Большинство исследователей разделяют мнение, что расстройства аутистического спектра определяются комплексным воздействием ряда экзогенных (токсические, инфекционные, гипоксические, психогенные и т.д.) и эндогенных факторов, в том числе генетических.
Прогноз
- При разных формах расстройств аутистического спектра прогноз различен, но в целом своевременно установленный клинический диагноз, введение психофармакотерапии, проведение реабилитации эффективны и способствуют благоприятному исходу: у 70% больных наблюдается стабильное улучшение на терапии, в 10% случаев – больные полностью восстанавливаются.
- До 20% больных с тяжелыми формами атипичного аутизма, синдромом Каннера имеют неблагоприятный прогноз, когнитивный дефицит и, соответственно, нуждаются в большем объеме помощи и постоянном врачебном сопровождении.
Какие основные критерии наличия расстройств аутистического спектра у ребенка?
В раннем дошкольном возрасте
Речевые нарушения:
- Отсутствие речи или задержка ее развития
- Речь с преобладанием эхолалий или «птичьего языка»
- Отсутствие единичных слов в возрасте 16 месяцев
- Отсутствие фразы из двух слов в 2 года
- Отсутствие невербальной коммуникации (указательного жеста) в 12 месяцев
- Потеря речевых или социальных способностей в любом возрасте
Социальные и познавательные нарушения:
- Особый зрительный контакт: отсутствие контакта, либо мимолетный очень короткий, либо долгий и неподвижный, редко прямой в глаза, в большинстве случаев наблюдение «краем глаза»
- Трудности в имитации действий
- Выполнение однообразных действий с игрушками, отсутствие творческой игры
- Отсутствие социальной реакции на эмоции других людей
- Отсутствие необычной реакции на сенсорные раздражители
- Обнюхивание и облизывание предметов, поедание несъедобного (пр. Речной песок)
- У родителей - любая озабоченность по поводу социального или речевого развития ребенка, особенно при наличии необычных интересов, стереотипного поведения
В школьном возрасте (начальные классы)
- Сложность в выражении мыслей, в построении предложений, искажение слов, вычурная речь, эхолалия, либо отсутствие речи
- Стереотипии
- Отсутствие интереса к другим людям, контактов со сверстниками
- Большой интерес к неодушевленным предметам
- Отсутствие потребности в утешении в стрессовой ситуации
- Наличие сложностей с ожиданием в социальных ситуациях
- Неспособность поддерживать диалог
- Увлеченность одной тематикой
- Выполнение монотонных видов деятельности, плохо развитая фантазия
- Сильная реакция на изменения в привычном ежедневном графике
Что делать если у ребенка признаки расстройства аутистического спектра?
Обратиться за консультативной помощью к детскому врачу – психиатру!
Таким детям требуется постоянное динамическое наблюдение детского врача-психиатра и консультация клинического (медицинского) психолога.
Какие современные подходы к диагностике и медицинскому сопровождению больных с расстройствами аутистического спектра?
Основные принципы современного ведения таких больных это
- Персонализированный подход
- Комплексное использование медикаментозных и немедикаментозных методов лечения
- Непосредственное участие пациента и его родственников в лечебном процессе
- Мультимодальность» с участием в команде специалистов: врачей-психиатров, врачей-педиатров, неврологов, медицинских психологов, логопедов, педагогов
- Современные методы диагностики расстройств аутистического спектра
- Включают в себя сочетание клинических методик и методов доказательной медицины, помогают врачу установить диагноз и принять решение о необходимости назначения психофармакотерапии на момент осмотра больного
Доказательные методы:
- Нейрофизиологические (ЭЭГ) – скрининговый метод
- Генетические (хромосомные и ДНК-диагностика) - при подозрении на соответствующие нарушения
- Данные нейровизуализации (КТ, МРТ) – при необходимости
Маршрут сопровождения больных с расстройствами аутистического спектра
- Своевременная постановка диагноза детским врачом психиатром
- Подбор психофармакотерапии
- Определение профиля обучения
- Определение инвалидност
Лечение детей и подростков с аутистическими расстройствами должно быть «мультимодальным» с участием в лечебно-реабилитационных программах врачей, психологов, социальных педагогов, родителей, учителей.
Назад к списку