Дислексия
Дислексия – это частичное расстройство навыков чтения при сохранении общей способности к обучению. Патология характеризуется несформированностью (нарушением) психических функций и представляет собой часто повторяющиеся ошибки в процессе чтения.
У детей, страдающих дислексией, недостаточно тонко функционирует кора головного мозга, хотя интеллект у них часто даже выше, чем у сверстников. В результате развивающейся патологии неуспеваемость в школе становится постоянным спутником таких детей. И без профессиональной помощи с дислексией не справиться.
Высококвалифицированные специалисты клиники La Salute обладают большим и успешным опытом коррекционной работы. Они гарантированно помогут вашему ребенку справиться с проявлениями нарушений чтения любой сложности, применяя современные методики и индивидуальный подход.
Интересно!
Леонардо да Винчи, Исаак Ньютон, Альберт Эйнштейн, Уинстон Черчилль, Никита Хрущев, Джордж Буш-младший, Ганс Христиан Андерсен, Владимир Маяковский, Пабло Пикассо, Уолт Дисней, Мерлин Монро, Том Круз, Стивен Спилберг, Квентин Тарантино, Стив Джобс и 40% самых богатых людей мира, включая Рокфеллера, объединяет одна болезнь, которую называют «болезнью гениев». Они все страдали дислексией.
Причины развития дислексии
- Генетическая предрасположенность
- Трудные роды
- Гипоксия плода
- Поражение нервной системы токсического генеза (алкоголизм матери, желтушка новорожденного)
- Инфекционные заболевания у матери во время беременности
- Травмы мозга во время родов
- Черепно-мозговые травмы в первые годы жизни ребенка
- Недоношенность
- Нейроинфекции в младенческом возрасте
- Тяжелые соматические нарушения
- Социальные факторы (дефицит речевого общения, билингвизм, невнимание родителей и т.д.)
- Слишком раннее обучение грамоте, чрезмерные умственные нагрузки
Классификация дислексии
По основным проявлениям различается дислексия:
- Литеральная – связана с проблемами усвоения отдельных букв
- Вербальная – связана с проблемами прочтения слов
В зависимости от нарушенных механизмов, выделяются следующие формы расстройства чтения:
- Фонематическая – является следствием недоразвития синтеза, анализа и фонематического восприятия. Ребенок переставляет местами слоги (например, вместо «тик» читает «кит»).
- Семантическая – развивается вследствие несформированности слогового синтеза, непонимания синтаксических связей и скупости словарного запаса. Ребенок понимает слова, но отдельно от всего текста.
- Аграмматическая – для этой формы характерны ошибки в составлении словосочетаний. Ребенок неправильно использует падежи, времена, окончания (например, «серый мышь», «черная кот»).
- Мнестическая – вызвана нарушениями слухоречевой памяти, а также проблемами соотнесения звука и буквы.
- Оптическая – вызвана недостаточной сформированностью зрительно-пространственных представлений. Ребенок не может сфокусировать взгляд на строке, может видеть слово задом наперед, сталкивается с трудностями в написании сходных графических букв (Д-Л, В-З и т.д.).
- Тактильная – эта форма характерна для слабовидящих, которые используют азбуку Брайля для чтения.
На заметку!
Фонематическая, аграмматическая и семантическая формы дислексии связаны с недостаточной сформированностью речевых функций, а мнестическая, тактильная и оптическая – с несформированностью психических функций.
Причины дисграфии у взрослых
- Инсульт
- Опухоли головного мозга
- Черепно-мозговые травмы
- Нейрохирургическое вмешательство
Симптомы дислексии
Симптомы данной патологии зависят от конкретной формы дислексии, однако есть также общая симптоматика, на которую стоит обратить внимание родителям:
- Быстрая утомляемость ребенка
- Проблемы с памятью и концентрацией внимания
- Близкое расположение книги при чтении
- Во время чтения ребенок может поворачивать голову на бок, часто трет глаза
- После чтения жалуется на головную боль
- Пропускает слова, изменяет последовательность букв и слогов
- Очень медленно читает вслух
- Пишет слова задом наперед, при написании слова накладываются друг на друга
Стоит отметить, что дислексия у детей часто наблюдается «в паре» с дисграфией.
К каким специалистам обращаться?
В клинике La Salute в диагностировании дислексии специалисты применяют консилиумный подход.
Вам понадобятся консультации таких врачей, как:
- Невролог
- Нейропсихолог
- Психолог
- Логопед
- Офтальмолог
- Дефектолог
Как проводится диагностика?
- Первый этап оценки – беседа с родителями и сбор семейного анамнеза.
- Во время диагностики дислексии наши специалисты оценивают состояние ребенка в следующих направлениях – способность к концентрации внимания, чтение, координация и почерк, объем рабочей памяти, самооценка.
- Специалисты используют также инструменты нейропсихологического обследования (тесты).
Только после тщательного обследования наши врачи ставят диагноз и составляют план по коррекционной работе с ребенком. Коррекция включает в себя программы систематизированного обучения, которое направлено на развитие фонематических навыков, улучшение памяти, увеличение словарного запаса. Чем раньше вы обратите внимание на такой недуг, как дислексия, тем больше шансов уберечь своего ребенка от проблем в обществе в будущем.
Задайте вопрос специалистам
Клиники La Salute
Если Вас беспокоит состояние здоровья, и Вы не уверены стоит ли обращаться
в клинику или не знаете к какому врачу записаться - напишите нам!
Специалисты клиники ответят Вам на телефон, указанный при заполнении
формы-заявки.