facebook.com
+7(499) 433-06-13

Дисграфия и дислексия

  • Размещено: 24.03.2021

Очень часто у детей встречаются разнообразные нарушения устной и письменной речи, степень которых различна: от легкой до ярко выраженной, что не только затрудняет обучение ребенка, но и влияет на его интеллектуальное и психическое развитие.

Среди детей, не успевающих по русскому языку, около 95% - это те, у кого в дошкольном возрасте не был сформирован фонетический слух или имелись проблемы с устной речью. К сожалению, многие взрослые не доводят коррекционные занятия до логического конца и прекращают их, как только исчезает явная (слышимая) активная патология: дефектное звукопроизношение. При обучении грамоте в школе «скрытая патология» расцветает пышным букетом в виде разных форм дисграфии и дислексии.

Причины нарушения чтения и письма.

  1. Существует генетическая предрасположенность к наличию этого нарушения, так как это расстройство наблюдается у нескольких членов в отдельных семьях. Нарушение чтения чаще становится очевидным ко 2-му классу. Иногда дислексия со временем компенсируется, но в ряде случаев остается и в более старшем возрасте.
  2. Иногда причиной дисграфии и дислексии может стать двуязычие в семье. В последнее время, в силу больших изменений в географии общества, когда многие вынуждены покидать свой дом, учить второй язык, эта причина становится все более актуальной.
  3. Причиной также может явиться и расстройство в системах, обеспечивающих пространственное и временное представления.
  4. Перенесенные заболевания мозга, травмы.

Чтение и письмо не могут существовать одно без другого. Пишущий контролирует свое письмо чтением и наоборот, читает написанное, поэтому в понятие «письменная речь» входит чтение и письмо.

Письмо – это сложная форма речевой деятельности, в которой принимают участие 4 анализатора:

  • речедвигательный, который помогает осуществлять артикулирование, то есть наше произношение;
  • речеслуховой, который помогает произвести отбор нужной фонемы;
  • зрительный, который подбирает соответствующую графему;
  • двигательный, с помощью которого осуществляется перевод графемы в кинему(совокупность определенный движений, необходимых для записи.)

Все эти сложные перешифровки осуществляются в теменно-затылочной – височной областях головного мозга и окончательно формируются на 10-11 году жизни.

Если у ребенка в норме сформированы речевые и неречевые функции (это слуховая дифференциация звуков, правильное их произношение, языковой анализ и синтез, лексико- грамматическая сторона речи, зрительный анализ и синтез, пространственные представления), то дисграфии у него быть не может. 

Несформированность какой-либо из функций может вызвать различные нарушения процессов письменной речи.

Дети с дислексией допускают ошибки при чтении: пропускают звуки, добавляют ненужные, искажают звучание слов, скорость чтения у них невысокая, меняют буквы местами, иногда пропускают начальные слоги слов. Часто страдает способность четко воспринимать на слух определенные звуки и использовать их в собственной речи, при чтении и письме. Нарушается при этом возможность различения близких звуков: «Б-П», «Д-Т», «К-Г», «С-З», «Ж-Ш». Поэтому такие дети очень неохотно выполняют задания по русскому языку: пересказ, чтение, изложение – все эти виды работ им не даются.

При дисграфии обучающиеся могут допускать следующие виды ошибок:

  1. Ошибки, обусловленные несформированностью фонематических процессов и слухового восприятия:
    • пропуски букв и слогов :трва (трава), кркрдил (крокодил), пинес (принес);
    • перестановки букв и слогов – онко (окно), звял (взял), пеперисал(переписал), натуспила (наступила);
    • недописывание букв и слогов : красны (красный),лопат(лопата), набухл (набухли);
    • наращивание слов лишними буквами и слогами: таравка (травка), бабабушка (бабушка), клюкиква (клюква);
    • искажение слова: наотух (на охоту), хабаба (храбрый), чуки (щеки), спеки ( с пенька);
    • слитное написание слов и их произвольное деление: нас тупила ( наступила), виситнастене, ( висигт на стене ), у стала (устала);
    • неумение определять границы предложения: Шоферу надо хорошо. Знать машину. После школы я тоже. Буду шофером.
    • замена одной буквы на другую: зуки (жуки), панка (банка), тельпан (тюльпан), шапоги (сапоги);
    • нарушение смягчения согласных: - васелки (васильки), смали (смяли, кон (конь).
  2. Ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речи
    • аграмматизмы: - Саша и Лена собираит цветы. Дети сидели на большими стулья.
    • слитное написание предлогов и раздельное написание приставок: вкармане, при летели, в зела (взяла), подороге.

Все ошибки, которые можно отнести к дисграфии и дислексии, специфичны, типичны и носят стойкий характер. Если ваш ребенок допускает подобные ошибки, но они единичны, то причины надо искать в другом. Не являются дисграфическими ошибки, допущенные из-за незнания грамматических правил.

Дисграфия – это нарушение, с котором можно и нужно работать. Особенности этого нарушения – его значимость для дальнейшей жизни ребенка не может допустить непрофессионального вмешательства – необходимо обращение к специалистам, в первую очередь, к логопеду.

Козлова Ольга Владимировна

Логопед-педагог

специалист высшей квалификационной категории

Стаж работы: более 30 лет

Первичный прием: 2 500 руб.




Врачи клиники La Salute отвечают на ваши вопросы

Врачи клиники La Salute с радостью ответят на ваши вопросы! Ответ вы получите на e-mail, указанный в форме.