facebook.com
+7(499) 433-06-13

Что такое детский аутизм - Шушпанова О.В.

  • Размещено: 17.11.2020

Многие психические заболевания берут начало в первые годы жизни. Наиболее известное всем заболевание в раннем детском возрасте, которое у всех на устах это детский аутизм ,- болезненное состояние психики, погружённость человека в себя, стремление уйти от контактов с окружающим миром.

Что знаем мы в современном мире о возникновении и смысле этого понятия?

Leo Kanner (1943) описал ранний детский аутизм как отдельное заболевание. Широко используемый термин «аутизм» в настоящее время включает в себя понятие «аутистический спектр» заболеваний, сопровождающихся нарушением общения, социального взаимодействия, социального понимания и воображения, стереотипностью поведения. Для больных характерны также фобии, возбуждение, нарушения пищевого поведения и другие неспецифические симптомы. Спектр аутистических расстройств включает генетически и клинически разнородные психические расстройства, объединенные признаком нарушенного социального взаимодействия с высокой распространенностью в детской популяции.

 

Причины

 

  • Причина или причины расстройств аутистического спектра могут заключаться в одновременном влиянии различных этиологических факторов, например, генетической предрасположенности в сочетании с действием какого-либо вируса или микроорганизма на определенной стадии внутриутробного развития.
  • Большинство исследователей разделяют мнение, что расстройства аутистического спектра определяются комплексным воздействием ряда экзогенных (токсические, инфекционные, гипоксические, психогенные и т.д.) и эндогенных факторов, в том числе генетических.

 

Прогноз

 

  • При разных формах расстройств аутистического спектра прогноз различен, но в целом своевременно установленный клинический диагноз, введение психофармакотерапии, проведение реабилитации эффективны и способствуют благоприятному исходу: у 70% больных наблюдается стабильное улучшение на терапии, в 10% случаев – больные полностью восстанавливаются.
  • До 20% больных с тяжелыми формами атипичного аутизма, синдромом Каннера имеют неблагоприятный прогноз, когнитивный дефицит и, соответственно, нуждаются в большем объеме помощи и постоянном врачебном сопровождении.

 

Какие основные критерии наличия расстройств аутистического спектра у ребенка?

 

В раннем дошкольном возрасте

Речевые нарушения:

  • Отсутствие речи или задержка ее развития
  • Речь с преобладанием эхолалий или «птичьего языка»
  • Отсутствие единичных слов в возрасте 16 месяцев
  • Отсутствие фразы из двух слов в 2 года
  • Отсутствие невербальной коммуникации (указательного жеста) в 12 месяцев
  • Потеря речевых или социальных способностей в любом возрасте

Социальные и познавательные нарушения:

  • Особый зрительный контакт: отсутствие контакта, либо мимолетный очень короткий, либо долгий и неподвижный, редко прямой в глаза, в большинстве случаев наблюдение «краем глаза»
  • Трудности в имитации действий
  • Выполнение однообразных действий с игрушками, отсутствие творческой игры
  • Отсутствие социальной реакции на эмоции других людей
  • Отсутствие необычной реакции на сенсорные раздражители
  • Обнюхивание и облизывание предметов, поедание несъедобного (пр. Речной песок)
  • У родителей - любая озабоченность по поводу социального или речевого развития ребенка, особенно при наличии необычных интересов, стереотипного поведения
 

В школьном возрасте (начальные классы)

  • Сложность в выражении мыслей, в построении предложений, искажение слов, вычурная речь, эхолалия, либо отсутствие речи
  • Стереотипии
  • Отсутствие интереса к другим людям, контактов со сверстниками
  • Большой интерес к неодушевленным предметам
  • Отсутствие потребности в утешении в стрессовой ситуации
  • Наличие сложностей с ожиданием в социальных ситуациях
  • Неспособность поддерживать диалог
  • Увлеченность одной тематикой
  • Выполнение монотонных видов деятельности, плохо развитая фантазия
  • Сильная реакция на изменения в привычном ежедневном графике
 
 

Что делать если у ребенка признаки расстройства аутистического спектра?
Обратиться за консультативной помощью к детскому врачу – психиатру!
Таким детям требуется постоянное динамическое наблюдение детского врача-психиатра и консультация клинического (медицинского) психолога.

 
 

 

Какие современные подходы к диагностике и медицинскому сопровождению больных с расстройствами аутистического спектра?

 

Основные принципы современного ведения таких больных это

  • Персонализированный подход
  • Комплексное использование медикаментозных и немедикаментозных методов лечения
  • Непосредственное участие пациента и его родственников в лечебном процессе
  • Мультимодальность» с участием в команде специалистов: врачей-психиатров, врачей-педиатров, неврологов, медицинских психологов, логопедов, педагогов
  • Современные методы диагностики расстройств аутистического спектра
  • Включают в себя сочетание клинических методик и методов доказательной медицины, помогают врачу установить диагноз и принять решение о необходимости назначения психофармакотерапии на момент осмотра больного

Доказательные методы:

  • Нейрофизиологические (ЭЭГ) – скрининговый метод
  • Генетические (хромосомные и ДНК-диагностика) - при подозрении на соответствующие нарушения
  • Данные нейровизуализации (КТ, МРТ) – при необходимости

 

Маршрут сопровождения больных с расстройствами аутистического спектра

 

  • Своевременная постановка диагноза детским врачом психиатром
  • Подбор психофармакотерапии
  • Определение профиля обучения
  • Определение инвалидност

Лечение детей и подростков с аутистическими расстройствами должно быть «мультимодальным» с участием в лечебно-реабилитационных программах врачей, психологов, социальных педагогов, родителей, учителей.

 

Шушпанова Ольга Владимировна

Детский врач-психиатр

Стаж работы: более 15 лет

Первичный прием: 4 500 руб.




Врачи клиники La Salute отвечают на ваши вопросы

Врачи клиники La Salute с радостью ответят на ваши вопросы! Ответ вы получите на e-mail, указанный в форме.